Портал «Госуслуг»: виртуальное обращение и реальный результат
_ Государственной услугой называется ряд операций, оказываемых гражданам в электронном виде через порталы интернета. Они предлагаются государством и в первую очередь служат для обеспечения гражданам комфортных условий их получения. Человек всю свою жизнь получает государственные услуги, но зачастую человеку приходилось идти в тот или иной офис подавать заявления, оплачивать сборы, стоять в очередях и так далее.
Как рассказал на состоявшейся пресс-конференции первый заместитель министра цифрового развития Республики Дагестан Рамазан Абдуллаев, к пользованию интернет-порталом госуслуг приобщается всё больше жителей республики. Хотя все же наблюдается какое-то отставание по сравнению с регионами-передовиками. При этом пандемия коронавируса и перевод граждан на дистанционные форматы работы и обучения повлекли за собой увеличение количества обращений за теми или иными госуслугами. И если поначалу работа портала госуслуг сопровождалась некоторыми сбоями, то сегодня этот сервис доказал свою эффективность и получает всё большую популярность среди населения.
По словам Рамазана Абдуллаева, последовательное продвижение идеи цифровизации в стране преследует целью увеличение к 2030 году до 95 % доли социально значимых госуслуг, предоставляемых в электронном виде. То есть предполагается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, когда после подачи заявления и необходимых документов получение услуги осуществляется в электронном виде через интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного или бумажного документа.
Портал госуслуг подразумевает предоставление гражданам комплекса информационных и других услуг с высокой скоростью обработки заявлений и принятия решений. Сервис помогает дистанционно получать государственное и муниципальное обслуживание. К основному его функционалу относят, например: запись к врачу; предоставление данных о задолженностях (по штрафам, налогам и так далее); возможность оплаты ЖКХ. Можно также заменить паспорт гражданина РФ, получить загранпаспорт; подать налоговую декларацию; зарегистрировать или снять с учёта транспортное средство; получить другие виды услуг. Видов на самом деле очень много, мы перечислили только самые распространённые.
Участники пресс-конференции рассказали о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме и на примерах показали различия от их получения традиционным способом. Можно, конечно, просто пойти в МФЦ (многофункциональный центр), взять талон, посидеть немного, дожидаясь приёма, и получить любую услугу плюс получить консультацию. Но там есть график работы. А интернет-портал работает круглосуточно, без праздников и выходных и в любом доме, где есть выход в интернет. То есть «Госуслуги» – это название интернет-портала, где у гражданина имеется зарегистрированный профиль или личный кабинет. При помощи упомянутого сервиса граждане способны получать обслуживание, не выходя из дома. Даже оплата пошлин происходит в режиме онлайн.
«На федеральном уровне утверждён перечень из 169 массовых социально значимых услуг, из них 68 федеральных и 101 региональная услуги, которые необходимо перевести в электронный вид до конца 2024 года. На основании проекта совместно с министерствами и ведомствами определён перечень из 85 таких массовых социально значимых услуг, которые будут переведены в электронный формат», – сказал Рамазан Абдуллаев.
Журналисты высказали мнение, что сокращение сроков исполнения запросов по тем или иным госуслугам привело бы к ещё более существенному увеличению их популярности. Рамазан Абдуллаев привёл в пример сферу здравоохранения, когда граждане имеют возможность, зарегистрировавшись на сайте госуслуг, становиться в очередь и посещать того или иного врача без очередей в чётко прописанное время. Также способствует повышению популярности получения госуслуги в электронном виде уменьшение величины госпошлины. «При оплате через сайт госуслуг предоставляется скидка. Но говорить о конкретном сокращении сроков мы пока не можем, поскольку нет соответствующих принятых регламентов на федеральном уровне», – добавила начальник отдела цифрового государственного управления Минцифры РД Эльмира Кадырова. По её словам, стоит задача все 100 % социально значимых массовых услуг перевести в электронный вид. Кроме того, одним из пунктов является рассмотрение возможности сокращения сроков оказания госуслуги.
Иными словами, портал «Госуслуги» – наше будущее, с помощью которого мы можем получать услуги, не выходя из дома, то есть не ездить по всему городу, собирая кипу бумаг, тратя на это не только время, но и свои нервы.
Данный портал регулируется государством, а именно функционирование портала gosuslugi.ru как государственного веб-сайта осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года (ред. от 2 июля 2021 года) № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства России от 24 октября 2011 года № 861.
«Все данные, которые там хранятся, надёжно защищены государством», – заверил Рамазан Абдуллаев в завершение встречи.
Арсен Моллаев