Порванная связка
Несколько дней назад (15 июня) Госдума приняла в окончательном чтении законопроект, разрешающий приобретать полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) без техосмотра, то есть без действующей диагностической карты. Закон вступит в силу совсем скоро – с 22 августа.
И еще одна, казалось бы, приятная новость: этот же закон отныне саму процедуру прохождения техосмотра из обязательной превращает в добровольную. О том, почему эта новость не всем и не очень приятна, скажем ниже. Пока отметим, что владельцы авто саму процедуру техосмотра старались игнорировать, и единственным мотивом его прохождения была необходимость покупки ОСАГО. Соответственно, и сама диагностическая карта так же покупалась, зачастую даже не заезжая на техстанцию.
В этой ситуации возникает вопрос: вообще нужен ли техосмотр, и есть ли польза от этой процедуры? Никто не станет отрицать, что автомобиль должен ездить только в технически исправном состоянии. Каждый владелец авто периодически заезжает в автомастерские, чтобы не только починить поломку, но и проверить исправность основных узлов и агрегатов, потому что от этого зависит не только своя безопасность, но и безопасность других участников дорожного движения. И сейчас ДТП, связанные с техническим состоянием транспортного средства, составляют лишь малую часть.
Тем не менее власти решили ужесточить правила прохождения техосмотра, обязательными стали фотофиксация этой процедуры, времени, проведенного на пункте, а также внесение данных об осмотре в единую базу. Ужесточенные правила должны были вступить в силу с 1 апреля, но из-за того, что пункты техосмотра оказались не готовы работать по новым правилам, сроки вступления в силу перенесли на октябрь. И тут на тебе – техосмотр перестает быть обязательным, за исключением коммерческого транспорта. И в чём тут логика? – задаются вопросом эксперты. – Что мешало сделать это пять лет назад, ведь техосмотр уже много лет как превратился в одну из самых бессмысленных форм поборов?
Логику властей некоторые эксперты усмотрели в том, что сделано это аккурат перед выборами. Мол, миллионы автовладельцев благодаря этой новости изменят свое отношение к власти.
МВД предложило Правительству РФ внести изменения в ФЗ «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения», но если не будут отменены штрафы за отсутствие техосмотра, которые должны появиться в марте 2022 года, то здесь всех автовладельцев ждут огромные подводные камни. Мало того, что штраф составляет 2000 рублей, фиксировать нарушения и начислять штрафы камеры будут ежесуточно. Поэтому некоторые эксперты назвали отмену техосмотра фарсом и даже подлостью.
Есть три момента, которые способны огорчить изменения в закон. Первыми огорчатся бизнесмены, закупившие необходимое оборудование для проведения техосмотра по новым (напомним – ужесточенным) правилам. И если техосмотр станет добровольным, на одном коммерческом и пассажирском транспорте окупаемость этого оборудования затянется на годы.
Второй момент. В случае ДТП в руки страховщиков попадает козырной туз – они могут заявить, что машина была технически неисправна (ведь соответствующего документа нет) и могут отказать в оплате страховки.
И третий момент: у сотрудников ГИБДД нет даже мыслей отказываться от контроля технического состояния автомобилей на дорогах. Напротив, как подчеркивают эксперты, инспекторы недавно получили право проверки соответствия автомобилей техрегламенту и выдачи предписаний на срочное устранение несоответствий. Что это означает? Это означает, что тонировка, нештатные фары и не соответствующая сезону резина, аксессуары типа фаркопов и нештатных багажников и еще несколько десятков позиций по-прежнему могут стать предметом бурной дискуссии у машины с мигалкой.
Как тут не вспомнить незабвенного Черномырдина: хотели как лучше, но получилось как всегда.