Постковидная реальность
Как и прогнозировалось, эпидемия с начала лета медленно, но стабильно отступает. Мнения вирусологов, ожидать ли нам второй волны осенью, разделились. Есть надежда, что она обойдет стороной, поскольку население приобрело так называемый «коллективный иммунитет». Но мы постараемся как можно беспристрастнее и объективно оценить социально-экономические и политические меры, которые были приняты, да и сейчас действуют в России и в мире.
У кого что в приоритете
Ситуация с эпидемией продемонстрировала суть знаменитой фразы Отто фон Бисмарка: политика есть искусство возможного. То есть обращать любые ситуации и процессы в выгодную позицию для государства в целом или для отдельных групп.
Как этой ситуацией воспользовались Запад и Россия, можно разобрать на следующем примере. Так, множество западных государств, в том числе и США, стремятся ограничить свои расходы на борьбу с COVID-19, не говоря уже о компенсациях обычным рабочим за их экономические потери.
Ричард Лахманн, профессор социологии Университета Олбани отмечает, что США по-прежнему не могут провести массовое тестирование на COVID-19, а в больницах не хватает ИВЛ, не говоря уже о масках и защитных костюмах для сотрудников. Профессор делает справедливый вывод, что производство средств индивидуальной защиты, тесты не являются разумными инвестициями в глазах коммерческих фирм.
В то же время в России было выделено более 8,8 млрд рублей только на создание медицинских центров для приема больных. Десятки таких центров построены в российских городах. По поручению Владимира Путина уже совсем скоро откроются они и у нас – в Каспийске, Дербенте и селе Ботаюрт Хасавюртовского района. И никто не рассматривает коммерческую выгоду от наличия таких центров: здоровье и благополучие людей – в приоритете.
Экономическая целесообразность
Продолжая мысль о том, что любая глобальная ситуация, пусть и сложная, в идеале должна быть использована как можно выгоднее, обратим внимание на главные маркеры экономических вызовов и на то, как ими воспользовались страны.
Массовые карантинные меры привели к тому, что к концу мая по меньшей мере 20% трудоспособного населения США осталось без работы. Несмотря на то, что американское правительство выделило на решение проблемы 2 триллиона долларов в рамках так называемого «Закона CARES», эта мера не смогла быстро дойти в полной мере ни до безработных, ни до работодателей.
Интересный и очень знаковый вывод делает по этому поводу тот же профессор Ричард Лахманн. По его мнению, ситуация с выплатами в США была связана со сложной и децентрализованной системой, которую Штаты используют для выплаты всех социальных пособий, кроме социального страхования. Ни одна американская элита не получила бы выгод, если бы правительство создало централизованную систему всеобщего здравоохранения или выделило экономическую помощь обычным американцам для поддержания их доходов.
Стоит признать, что Россия выделила на помощь своим гражданам гораздо меньшую сумму. Так, совокупный объем поддержки экономики уже превысил 2 трлн рублей. По нынешнему курсу это 28,5 млрд долларов. Но надо отметить, что это не окончательная сумма, меры поддержки продолжаются.
Но главное – в созданной системе массового обеспечения. Так, благодаря ресурсу «Мои документы» были в полном объеме выданы средства для семей с детьми в автоматическом режиме практически на следующий день после предложения Владимира Путина. Более того, одной из главных стратегических задач бизнеса и госструктур Президент России обозначил сохранение зарплат сотрудников в полном объеме.
Здесь на помощь пришел резерв Фонда национального благосостояния, в котором находится 124 млрд долларов, или 7,87 трлн рублей. Этого вполне достаточно для того, чтобы обеспечить стабильную ситуацию, исполнение всех бюджетных и социальных обязательств. Имеется еще 563 млрд долларов в международном резерве Банка России. Так что, по словам Владимира Путина, эти средства позволят стране продержаться 6-8 лет даже в гораздо худших условиях в мировой экономике.
Так что срочные социально-экономические меры, принятые в России, позволили избежать социального напряжения, избежать массовой безработицы, которая наблюдается в ряде стран мира.
Если говорить конкретно о Дагестане, руководство предпринимает ряд мер для поддержки малого и среднего бизнеса. Предусмотрено двукратное снижение ставок по ЕСХН, налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, налогу на имущество организаций, ряд других мер, адекватных ситуации. Более того, при всех возникших сложностях в республике наблюдается динамика темпов роста объемов промышленного производства и сельского хозяйства.
P.S.
Большинство стран мира использовало систему эпидемиологических мер, принятую ВОЗ. Однако были и различия. Условно можно назвать два вида обеспечения мер безопасности. В странах Азии, Африки, а также в России были приняты комбинированные меры. Предприятия стратегической важности работали, но при соблюдении всех мер безопасности. В Европе же применили стратегию так называемого глубокого локдауна, когда замерла вся социально-экономическая жизнь.
Профессор Дидье Рауль в своем интервью французскому телеканалу дает политическую интерпретацию локдауна, объясняя его нарастанием паники среди населения и властей. Он видит в нем меру, которая, будучи неэффективной с медицинской точки зрения, позволяет бороться с паникой, социальными протестами. Профессор утверждает, что в Европе подобные шаги были приняты исключительно из политических соображений.
Разнообразие мер против коронавирусной инфекции в других странах мира дает неоднозначную картину эффективности. Здесь я соглашусь с выводами руководителя Центра итальянских исследований Института Европы РАН, доцентом НИУ ВШЭ Еленой Алексеенковой: «Глобальных ответов на глобальные вызовы нет. А национальные государства меж тем за годы иллюзий о том, что значительную часть ответственности можно перенести на наднациональные или глобальные структуры, во многом утратили способность суверенно, а главное, эффективно гарантировать своим гражданам безопасность».