Купить PDF-версию
11:35 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
07:47 20.10.2022

Потерянная в Миджахе

Между домов протискиваются улочки. Из окон слышатся лезгинские мелодии, шумит под мостом Ахтычай, и точно с небес на землю падают осенние яблоки – этим и не только известен город в горах Ахты.

Река Ахтычай делит Ахты на две части, протекают тут и другие мелкие речушки. И куда ни глянь – всюду живописные (и не очень) мосты, все они визитная карточка села. Народный поэт Дагестана Тагир Хрюгский писал:

…Но кто хоть раз посетил наш край, говорит, что Ахты – настоящий рай.

А в 1930-х годах здесь побывал известный советский поэт Николай Тихонов. В повести «Сердце гор» он рассказал о своей первой встрече с Ахтами:

«Кони дружно шли по берегу Самура. Я оглянулся на маленький городок, домики которого как будто стояли на плечах друг у друга, они были какие-то одинаково серые, с маленькими балконами, висевшими над серыми скалами. Виднелись стены улиц-тупиков, каменные столбы ворот. На выступах под ними я видел нарисованных леопардов, похожих на больших диких котов. Выше домов блестела крыша мечети, кое-где зеленели тополя, яблони, старые вербы. Над всем этим подымались горы, на которых лежали тени облаков».

Писатели, поэты, художники в красках описывали увиденное, прочувствованное. А когда находишься здесь, понимаешь: всё не то, не те слова, не те краски.

Луткун, Джаба, Миджах и много ещё сёл, подобных этим, стараются сохранить себя. Миджах – маленькое старинное село, как и в сотнях других аулов, хлопотать по хозяйству здесь начинают с первыми петухами.

В путь собираемся с утра пораньше. Мои попутчики Назиля Исмаилова и Вадим Агасиев уверяли, что уже давным-давно никто не спит. Путь наш лежал через иссохшее русло реки, временами пахло травой, которую здесь называют «кунта-кевер» (та самая горная трава, что придает чуду особенный вкус).

Справа виднеется аул, слева крутой склон. С вершины нас приветствовал минарет, он здесь точно местный ангел-хранитель. Кругом тишина, на загогулистых улочках пока еще ни одного гоняющего кур ребенка, на годекане тоже пусто. Вскоре появится местный аксакал, имам мечети Магомедрагим Магомедрагимов…

И мы с моими новыми знакомыми будем вспоминать, как вместе карабкались в гору по совершенно узенькой тропинке. Каждый местный житель пройдет этот нелегкий путь, не глядя под ноги, но не мы: временами выгибаем спину, любуемся красотами. И здесь самое время слушать и верить легендам, а может, и не легендам вовсе, просто истории о некогда утерянной древней книге бытия, принадлежащей селу. Люди уверены, что рукопись существует. Вот только где её искать, никто не знает и никто не подсказал. Магомедрагимов, которого, увы, уже нет с нами, поднимался, опираясь на трость, и рассказывал, что мечеть отстраивали трижды. Сегодняшнее строение уходит корнями в 1847 год. В 1960-е годы многие покинули родную землю и обосновались в новообразованном селе Авадан Докузпаринского района. А в заоблачных 1800-х годах в Миджахе проживали почти 500 человек, сейчас едва ли наберется 30 хозяйств. Жизнь идет своим чередом, люди покидают маленький аул из-за отсутствия рабочих мест, и это проблема не только этого села. Закрыли и начальную школу – некому ее посещать, и про детский сад тут никто не помнит. Но есть и хорошая новость – в село провели водопровод и теперь не надо бегать в день несколько раз к единственному роднику. А сколько знал и помнил он, сколько видел.

Родник в сёлах – особое место, и его всегда старались оберегать от нечистого. Как бы невзначай у родника проходили долгожданные встречи, здесь влюблялись и расставались. Сколько теплых слов признаний, людских радостей и огорчений повидал он на своем веку. В этих местах всегда жила любовь и надежда! Иначе откуда бы взялись рассказы о зашифрованных письмах.

– Послание с желаниями прятали вот в эту ямку, можно было желать что угодно, но только доброе, – рассказывает Раисат, набирая кувшин.

Люди верили в силу воды или просто надо было во что-то верить. И я верю вместе с ними и шлю свое пожелание о мире во всем мире. Из маленького села Миджах в специальной военной операции участвуют двое ребят – Герман и Сулейман.

Сулейман мог жить в городе, но предпочел родной аул махачкалинской суете или многообещающим перспективам в районном центре, куда он через день (до Украины) возил продукты на продажу из собственного огорода и собирался развивать туризм.

– Гость в селе – для нас большая радость. Туристы бывают, но редко, в основном любители старины. Миджах показывает им прошлое, историю. Пойдемте, мама уже хлеб приготовила, чуду, халву, – приглашал он нас в свое 300-летнее гнездо.

О современном мире напоминал лишь балкон, хвастливо облицованный пластиком. Смартфон же назло цивилизации оповещал о всяком отсутствии связи с большой землей.

Обойти селение вокруг и обратно можно буквально за пару часов и даже меньше. Зияраты, могилы святых, священные родники, вековые сакли, тропинки, а виды такие, что дух захватывает… Этому миру много лет. Но насколько много, не знают ни взрослые, ни молодые его обитатели. Уверяют только, что давным-давно за тысячи. И подтверждение тому гробницы с останками в скалах, кресты, арабская вязь…

Само село расположено на восточном склоне Гельмец-Ахтынского хребта у впадения реки Каминчай в реку Ахтычай. Возле укреплённой крепости Миджах в 1730-е годы произошло сражение, в котором армия Надир-шаха одержала победу над горцами. На миджахском кладбище похоронен Алимаммат Бедиралидин-хва, мюрид, павший в 1848 году при штурме войсками имама Шамиля Ахтынской крепости…

Возможно, история с потерянной книгой бытия и хранит в себе многовековую историю и тайны старого аула.

Статьи из «Страна гор»