Пожалейте велосипедиста
С наступлением летнего сезона на улицы дагестанских городов выкатили младшие братья мотоциклистов – велосипедисты. В нашей рубрике мы уделяем мало внимания любителям двухколесных – участникам движения, которых по сути стоило бы называть полноправными, но по факту они таковыми не являются. При этом в ряде случаев, оседлав байк, человек ведет себя гораздо цивилизованнее и разумнее автомобилистов.
Сейчас не для пополнения знаний, а так, забавы ради поясним, кто же такой велосипедист и чем он управляет с точки зрения Правил дорожного движения, поскольку звучит это действительно забавно. «Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. «Велосипедист» – лицо, управляющее велосипедом.
Есть в пунктах Правил и такие понятия, как «велосипедная дорожка» и «велосипедная зона» – территории, о которых, конечно же, в нашей республике пока остается только мечтать. Именно поэтому любителям здоровых передвижений приходится наводить суету, как принято теперь говорить, среди братьев по колесам.
Страсть к велосипедам у меня не утихает с детства, но теперь стал слишком ленив, чтобы таскать на себе коня с четвертого этажа, да и украли уже два моих любимца. Так что всё больше наблюдаю со стороны. И вот один из поучительных случаев – для каждого из участников дорожного движения.
В одном направлении со мной в городском потоке движется велосипедист. Едет в крайнем правом ряду, на голове шлем, на руках и ногах защитные приспособления, одет в светоотражающий жилет. И все бы ничего, если бы не регулярная жестикуляция верхового.
Этот яркий во всех смыслах участник движения, казалось, предупреждал соседей по трафику не только о малейшем своем маневре, что делал чрезмерно часто, но и о том, какая погода ждет нас завтра. Беда в том, что говорил он на одном ему понятном языке жестов: не знаком дагестанский водитель с дорожным сурдопереводом, не обучали его этому. У нас, замечу, чему-либо неизведанному человек радуется нечасто. Чаще всевозможные неясности вызывают либо полный пофигизм по отношению к странному явлению, либо неадекватную раздражительность. Как бы то ни было, мириться со всякими непонятностями большинство не желает.
Вот эту самую раздражительность вызывал и чрезмерно правильный велосипедист. Отвлекая своих четырехколесных товарищей от необходимости организации обычной вакханалии на дороге, он в ярко-оранжевом шлеме создавал своей правильностью… аварийную ситуацию. Я в числе прочих тоже был очень заинтересован происходящим. Мне, как и остальным «неправильным» водителям, было крайне необходимо хотя бы попытаться понять символику жестов двухколесного коллеги. Равно как и догадаться, с какой это радости пришло ему в голову вести себя как полагается? Ведь всё происходящее на дороге выглядело неправильно, что ли. Да что там «что ли», неправильно – и всё тут!
Вести себя на дороге адекватно – значит, создавать некую несуразность. Возникает откровенное недопонимание, когда один из соседей по трафику вовремя и аккуратно перестраивается, включает указатели поворота, пропускает везде, где положено, пешехода, не проскакивает на желтый (и даже нередко красный) сигнал светофора… И это уже давно стало дурной привычкой – быть, как все, не отличаться от табуна, несущегося во всех возможных направлениях.
К чему это я? Есть люди, на которых стоит равняться. Как бы отстраненно это не звучало в отношении нашей темы, но нам явно недостает как раз правильных учителей на дороге. Автошколы и экзамены на сдачу прав, скажете, должны повлиять на исправление ситуации? Только вряд ли сами в это верите.
А тем, у кого вызывает откровенный психоз соседство велосипедистов на дороге, стоит помнить о том, с чего мы начали: они полноправные участники дорожного движения. Но то, что в Дагестане для них нет предусмотренных ПДД отдельных полос или территорий для прогулок, увы, уже не их проблема.