Купить PDF-версию
03:20 | 02 октября, Ср
Махачкала
X
09:52 27.09.2023

Права есть. А культура?

Ехал себе спокойно, и тут выезжает на встречку иномарка… Каким-то чудом в последний момент удалось избежать столкновения лоб в лоб. Ноги до сих пор ватные…

Знакомая история? На наших дорогах подобное не редкость.

Читаешь сводки и понимаешь, к каким печальным последствиям может привести потеря чувства страха, неоправданный риск. Вот и за минувшую неделю, как сообщает Госавтоинспекция, на территории республики в дорожно-транспортных происшествиях погибли семеро человек.

«С 18 по 24 сентября 2023 года в Дагестане зарегистрировано 35 ДТП, в которых 7 человек погибли, в том числе 1 ребенок, и 46 получили ранения, среди раненых 4 детей», – уточняет ведомство.

В ГИБДД призывают соблюдать правила дорожного движения. К сожалению, не все прислушиваются к этим призывам.

***

Несколькими неделями ранее на автодороге Талги – Буйнакск произошла авария с участием ВАЗ-2112 и пассажирского микроавтобуса «Хонда». Пострадали восемь человек, один погиб. Установлено, что водитель отечественной легковушки, выехав на встречную полосу, допустил столкновение с «японкой».

Погибшим оказался мой одноклассник. Хороший парень, добряк по жизни, отец двоих детей. Он сидел на пассажирском сиденье, что называется, принял удар на себя. Ничем не обоснованный, крайне опасный маневр со стороны водителя и… нет человека.

«Дагестанская правда» постоянно поднимает проблему аварийности/смертности на дорогах. И мы неоднократно указывали на то, что камеры видеофиксации нарушений ее не решают, ситуация кардинальным образом не меняется. Продолжают гибнуть люди: взрослые, молодежь, дети…

***

К таким трагическим последствиям приводят не только незнание и пренебрежение правилами безопасности, но и в целом недостаточный уровень подготовки водителей автотранспортных средств.

Не случайно специалисты в последние годы всё чаще указывают на необходимость усиления контроля за деятельностью автошкол, организуя на регулярной основе и плановые, и внеплановые проверки. Спрос на получение прав растет, однако растет и число ДТП. Поэтому нужно смотреть в корень проблемы. Именно школы отвечают за этический, воспитательный аспект, на них возложена задача прививать будущим автомобилистам навыки уважительного отношения к другим участникам дорожного движения. На должном ли уровне ведется воспитательная работа?

***

В продолжение темы персональной ответственности. С каждым годом становится всё больше неадекватных за рулём, заметили? Проверить бы их на предмет психоэмоциальных нарушений, а?! Нет, серьезно.

Никакие меры не возымеют эффекта, если не соблюдать культуру поведения на дорогах. Она не осваивается за время обучения, а формируется до того, как человек садится за руль, в детском саду

Имели ведь место случаи, когда врачи-психиатры выдавали справки о состоянии здоровья категории граждан, скажем так, не совсем здоровых (мы об этом тоже не раз писали). В дальнейшем на основании этого медицинского заключения в территориальном межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД эти граждане получали водительские права. Теперь вопрос: опасен ли психически больной человек, управляющий автомобилем, для окружающих? Думается, ответ очевиден. В первую очередь потому, что не знаешь, чего ожидать от таких людей, их поведение абсолютно непредсказуемо.

Совсем свежий пример:

«В Левашинском районе мужчину с психическим расстройством лишили водительского удостоверения. По информации прокуратуры РД, установлено, что в 2017 году местному жителю были выданы права в порядке замены прежде выданных. При этом он состоит на диспансерном учете у врача-психиатра с диагнозом «умственная отсталость», что является медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством».

В связи с этим надзорное ведомство направило в суд иск о прекращении действия права на управление авто указанного гражданина и признании недействительным выданного ему удостоверения. Судом требования прокуратуры удовлетворены. Решение вступило в законную силу. Всего в 2023 году по искам прокуратуры Левашинского района по медицинским противопоказаниям прекращено действие права на управление транспортными средствами 10 лиц, сообщает прокуратура.

Да, такие дела…

***

«Российская газета» привела на днях удручающую статистику: за восемь месяцев текущего года в стране зафиксировано 6772 аварии по причинам, связанным с выездом на полосу встречного движения. В них погибли 2328 человек и еще 11 901 получили ранения.

Логично предположить, что большинство ДТП на встречке случаются при нарушении правил обгона. Но статистика это опровергает. В 70 % таких происшествий выезд на встречную полосу не связан с совершением каких-либо маневров. То есть водитель не собирался никого обгонять, объезжать препятствие, поворачивать налево, совершать разворот… А на полосе встречного движения он оказался потому, что его туда «выжали» либо вынесло в результате столкновения. Водитель мог просто потерять контроль над управлением, потому что плохо стало, уснул… Всякое случается. Вопрос в том, как предупредить трагические последствия подобных случаев.

«Самым очевидным решением представляется установка барьерных ограждений, разделяющих транспортные потоки противоположных направлений. В этом году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» планируется установить около 1,5 миллиона погонных метров барьерных ограждений. Но следует принять во внимание, что более 82 процентов встречных столкновений происходят на двухполосных дорогах – по одной полосе для движения в каждую сторону. Где взять дополнительную полосу для установки барьерного ограждения? Мало того, что понадобится полная реконструкция дороги, так и она возможна далеко не везде – попросту не хватает землеотведения», – пишет РГ.

…Никакие меры не возымеют эффекта, если не соблюдать культуру поведения на дорогах. Конечно, культура не приобретается вместе с правами и машиной, не осваивается за время обучения – она формируется до того, как человек садится за руль, в детском саду. Многие наши участники дорожного движения определенно нуждаются в неотвратимости наказания. Следует помнить: обеспечивая безопасность на дороге, мы минимизируем риски для себя и делаем движение безопасным для других его участников.

Статьи из «Общество»

Зелёным щитам – быть!

9
Человечество так долго и успешно воевало с природой, что еще немного, и мы оказались бы на...

Просто светлый человек

6
Взяться за перо и написать эти строки меня побудило вовсе не желание угодить главному...

Юные сердцем

7
День пожилого человека, ежегодно отмечаемый 1 октября и имеющий статус международного, для...

Помогаем всем, чем можем

13
Руководители и активисты региональных штабов Комитета семей воинов Отечества Северо-Кавказского федерального округа собрались 28 сентября в Ставрополе, чтобы...

Назовём поимённо

12
Мы часто слышим словосочетание – никто не забыт, но не всегда обращаем внимание на его...

Разведчик Гасанов

9
Совсем скоро, в мае следующего года, мы будем отмечать замечательную памятную дату – 80-летие...

По канату истории

44
С Гаруном, моим старым товарищем, соседом, с которым мы к тому же и учились в одном институте,...

Хитрый ход полковника Джафарова

13
Полковник российской армии Магомед Джафаров (на снимке)...

«Ситроен» вам не «Чанган»

27
В последнее время часто приходится слышать, что скоро европейские, американские, японские и...

У инспектора ДПС глаз – алмаз

5
Инспекторы ДПС выделяют машины для остановки каждый по-разному. Водителю же они не всегда понятны и очевидны: почему именно ваша машина заинтересовала сотрудника...

Когда менять масло?

8
Насколько действительно опасна длительная эксплуатация машины без замены смазки? Не надо...