Правда или миф подорожание ОСАГО
В социальных сетях распространяется информация, что в малых городах России начиная со следующего года полис автострахования ОСАГО подорожает почти в два раза. В частности, обсуждается, что в результате внесения изменений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» поэтапно будут отменены коэффициенты региона проживания и мощности автомобиля. Вследствие реформы в ряде городов, в которых региональный коэффициент составляет 1, стоимость полиса ОСАГО вырастет на 82%. Изменения коснутся и жителей ряда дагестанских городов, пишут в соцсетях.
Очевидно, что сейчас всех автовладельцев волнует только вопрос – правда это или нет? В этом материале мы попытались дать на него вразумительный ответ. Стоит отметить, что, готовя текст к публикации, мы внимательно изучили проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который Правительство России внесло на рассмотрение в Государственную Думу. Депутаты нижней палаты парламента планируют ознакомиться с документом 15 октября.
Так, в проект Федерального закона, который размещен на официальном сайте Госдумы, включен один важный пункт, согласно которому для установления справедливой стоимости страхового полиса ОСАГО предусмотрено право страхователя использовать телематическое устройство, сообщающее страховщикам о скорости и географии передвижения клиента. Элемент «умного» страхования фиксирует характер вождения автовладельца для последующего предоставления ему скидок в случае безаварийной эксплуатации машины. Касательно этого нововведения пользователи соцсетей опасаются, что страховые компании смогут по своему усмотрению устанавливать тариф ОСАГО автомобилистам, если те откажутся устанавливать в своих машинах телематические датчики.
По этому поводу можно сказать, что добросовестный водитель не откажется от установки такого устройства, которое позволит ему уменьшить плату за полис, а вот злостный нарушитель от установки так называемого «жучка» наверняка откажется и предпочтет заплатить большую сумму за ОСАГО, лишь бы избавиться от ненужного ему контроля. Также стоит отметить, что услуга страхования с этой аппаратурой в настоящее время распространена в автостраховании КАСКО: страховщики первоначально продают клиенту полис по максимальному тарифу, но если последний хочет получить скидку, ему предлагают бесплатно установить телематический GPS/ГЛОНАСС-трекер. На основании его показаний определяется потенциальный риск ДТП водителя и высчитывается скидка. При этом сам датчик устанавливается без доплат со стороны водителя и снимается через несколько месяцев.
Элемент «умного» страхования фиксирует характер вождения автовладельца для последующего предоставления ему скидок в случае безаварийной эксплуатации машины7
Как уже говорилось выше, законопроект также содержит пункт, который гласит, что в случае его принятия будет происходить поэтапное исключение коэффициентов страховых тарифов, зависящих от территории использования автомобиля (с 1 января 2020 года), а также мощности двигателя легкового автомобиля (с 1 октября 2020 года). Решение включить этот пункт в законопроект было принято с учетом рекомендаций по итогам парламентских слушаний. Указывается, что отмена этих коэффициентов окажет влияние на совокупный размер страховой премии, что может привести к отсутствию экономической мотивации страховщиков в заключении договоров ОСАГО с рядом групп страхователей и как следствие к неправомерным отказам в заключении договоров ОСАГО.
Необходимо также добавить тот факт, что действующая система автострахования, по которой вычисляются тарифы ОСАГО, не позволяет страховщикам предоставлять клиентам скидки с учетом личностных характеристик: характера вождения, соблюдения правил дорожного движения (ПДД), а также не позволяет ликвидировать субсидирование одних категорий страхователей другими. Соответственно расчетная справедливая стоимость страховки может значительно отличаться от допустимого диапазона стоимости полиса. К примеру, для владельца «Toyota Corolla» (лошадиные силы – 122), проживающего в Перми, справедливая цена составляет 2345 рублей (в действующей тарификации допустимый диапазон стоимости полиса лежит в пределах от 7381 до 13284 рублей), а для жителя Армавира, управляющего «ВАЗ-2106» (лошадиные силы – 64), справедливая цена составляет 10642 рубля (в действующей тарификации допустимый диапазон стоимости полиса лежит в пределах от 3163 до 5693 рублей).
С учетом изложенного законопроект предусматривает следующие изменения подхода к тарификации ОСАГО:
– предоставление страховщикам права самостоятельно определять базовые ставки тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством. При этом проектом ФЗ сохраняется ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО;
– реформирование системы бонус-малус, то есть учет истории вождения каждого автовладельца: наличие и количество страховых выплат в результате ДТП и др.;
– увеличение размера страховой суммы за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, до 2 млн рублей с 1 января 2020 года.
В качестве первого этапа реформы либерализации ОСАГО расширен тарифный коридор ОСАГО на 20% в обе стороны, иными словами предельный размер базовых ставок страховых тарифов в настоящее время составляет 2746 – 4942 руб. (ранее – 3432 – 4118 руб.). Также установлена более гибкая система коэффициентов страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению машиной.
С учетом вышесказанного надеемся, что принятие и реализация этого законопроекта позволит улучшить качество предоставляемых по ОСАГО услуг, повысить культуру страхования, определить условия страхования с учетом законных интересов и особенностей страховщика и страхователя.