«Примагнитило» не по-детски
Что бы ни предпринималось на благо развития республики, ее жителей, все подвергается критике – в большей мере необоснованной, нежели имеющей под собой какую-либо почву. Кривотолками обросло и известие о развитии сети магазинов «Магнит» в Дагестане. Если же трезво оценивать перспективы, с какой бы позиции они ни рассматривались, негативных последствий нести не могут априори: качество, доступность, прямые поставки от производителей, создание новых рабочих мест и цивилизованных условий для карьерного роста для дагестанцев, «белая» экономика, отсюда и пополнение казны.
Но в среде всезнающих блогеров существует неписаный закон, согласно которому торговать следует негативом – он лучше продается. Пусть неправда, но в сложных условиях в плохое люди верят с куда большей охотой, чем в благие начинания. То же самое произошло и в этот раз: не унимались, чуть ли не требуя привлечения в республику крупного бизнеса, способного вести цивилизованную торговлю, но его пришествие моментально стало приравниваться к похоронам мелкого бизнеса.
Ответы на искусственно созданные опасения «ДП» получила в Министерстве промышленности и торговли Дагестана. Глава ведомства Низам Халилов, говоря на тему переживаний по поводу закрытия мелких торговых точек, приводит в пример опыт других российских городов, схожих и по количеству населения, и по территориальным размерам с Махачкалой.
– Наряду с крупными игроками в сфере торговли вполне комфортно для себя функционируют и магазины шаговой доступности, как мы привыкли их называть, – говорит руководитель министерства. – К примеру, тот же «Ашан» – зашел на рынок, но не поглотил мелкую торговлю. И по факту для «Магнита» небольшие магазины не являются конкурентами, поскольку, скажем так, они находятся в разных весовых категориях, если говорить спортивной терминологией. Крупный бизнес способен конкурировать с аналогичными супермаркетами, не покушаясь и не притесняя интересы мелкого предпринимательства. Задача изначально так не стоит, это надо учитывать, не утверждая безапелляционно обратное. Более того, уже функционирующие магазины могут получить дополнительный трафик.
Расширение ассортимента – еще один из плюсов крупного магазина, к которым стоит отнести и преимущества «Магнита», отмечает Низам Халилов. Сама атмосфера будет создавать все условия, чтобы покупатели получали удовольствие от покупок. К тому же концепция, которую определил для себя крупный сетевик, – это создание современной торговой инфраструктуры, в том числе и распределительных центров. В перспективе подобные объекты могут быть построены и в Дагестане, при условии выгодности их расположения в республике. Поначалу же местная фермерская продукция будет поставляться напрямую в магазины. Тут стоит учитывать сокращение цепочки при формировании маржи. Чем не плюс для рядового покупателя?
Касаясь темы прозрачности экономических взаимоотношений предпринимателей с арендодателями коммерческой недвижимости, руководитель министерства приводит в пример ситуацию, когда оплата зачастую производится в обход соответствующих договоров, что не есть правильно.
– У крупного бизнеса, каким и является «Магнит», конституция другая: все финансовые операции с владельцами коммерческой недвижимости проводятся исключительно по перечислению, – подчеркивает Низам Халилов.
Немаловажный фактор – создание новых рабочих мест для дагестанцев. При этом речь не идет о зарплате в конвертах и отсутствии карьерного роста как такового. Сотни местных жителей будут трудоустроены вблизи от дома, получая при этом достойный заработок.
– Любой человек выберет для себя карьеру с перспективами социального роста, что и способна предложить сеть, – убежден Н. Халилов. – Придя рядовым сотрудником, по прошествии непродолжительного времени, вполне реально стать, скажем, менеджером магазина или его директором. В последующем полученные компетенции можно выгодно предложить на рынке труда, и они всегда будут востребованы. Владельцы мелких торговых точек такое будущее своим сотрудникам не могут предложить, будем откровенно говорить. Но еще раз хочу подчеркнуть: субъектам мелкой торговли не нужно опасаться конкуренции с «Магнитом», который предложит новый формат «магазина у дома».
Глава регионального Минпромторга не выказывает опасений по поводу влияния дагестанских блогеров на настроения покупателей. Более того, с пониманием относится к их деятельности: «Каждый имеет право высказать свое мнение, и запрещать делать это нельзя, ведь мы вместе формируем гражданское общество. Я понимаю, что новое не всегда приветствуется, люди могут тревожиться неким инициативам, не осознав их привлекательности. Поэтому нужно вести диалог, пояснять, на что действительно стоит обратить внимание, а что из озвученного в соцсетях или просто в ходе бытового общения говорится только ради разговоров. И потом: люди, имеющие отношение к торговле, не станут тратить время на тиражирование сплетней и домыслов – у них его просто нет, они заняты делом», – заключил Низам Халилов.