X
09:18 28.04.2010

Пример патриотизма и высокой духовности

В канун 65-летия Великой Победы в газетных, журнальных публикациях, выступлениях по телевидению и радио все чаще, все убедительнее звучит слово «патриотизм», еще совсем недавно старательно выбрасываемое из нашего лексикона ревнителями «настоящих демократических ценностей» и «правды жизни». Всячески – и небезуспешно – вдалбливалось, что не было у нас в стране ни дружбы народов, ни патриотических чувств. Все это, мол, пустой звук, за которым ничего не стоит, кроме совковой, коммунистической пропаганды. Да, усилиями некоторых наших «умников» этой неотъемлемой части нашей жизни, нашей духовности был нанесен ощутимый вред.

Слава богу, опомнились. И сразу бросились разрабатывать развернутые программы по патриотическому воспитанию, проводить мероприятия.
Да и то подумать: ведь это извечное наше чувство – патриотизм – идет от наших корней, от десятков, сотен поколений, живших до нас. Он помогал народу выжить, ощутить себя не бестолковой, аморфной массой без роду и племени, а именно народом, единым народом. Со своим прошлым, настоящим, с единым порывом в борьбе с врагами, за отчий край. Вспомним отпор войскам Тимура, позже – Надир-шаху с его 100-тысячным войском. В 1941–1945 гг. – всенародный патриотический отпор фашистскому нашествию. Или недавние события августа-сентября 1999 года. Не высокими ли патриотическими чувствами, единым духовным подъемом было продиктовано массовое вступление тысяч дагестанцев в народное ополчение, давшее вместе с Российской Армией суровый урок международным бандформированиям.

В преддверии праздника Победы с безмерной благодарностью читаешь статьи, смотришь телепередачи, запечатлевшие для нас, для истории события тех лет, воспоминания ветеранов о днях минувшей войны, с сердечным трепетом всматриваешься в их лица, израненные временем и пройденными в молодые годы фронтовыми дорогами. Еще раз осознаешь: эта Великая Победа досталась нашей стране миллионами человеческих жизней, изломанных судеб, самоотверженностью, истинным героизмом, величайшим патриотическим порывом сражавшихся на фронте и трудившихся в тылу.
Одному из тех, кто воинской доблестью, мужеством, каждодневным подвигом приближал Победу, – Герою Советского Союза Юсупу Абдулабековичу Акаеву посвящена недавно выпущенная Издательским домом «Эпоха» документально-художественная повесть З.М. Хизроевой «Исполненный долг» (издание 2-е, испр. и дополн.). Книга на большом фактическом материале взволнованно и доходчиво раскрывает страницы боевой жизни летчиков-штурмовиков Военно-Морского Флота, их боевые подвиги, мужество и отвагу, взаимовыручку – даже ценой собственной жизни, истинный патриотизм и беспредельную любовь к родной Отчизне.  

Автор книги – известный в республике, видный государственный и общественный деятель, автор многих публикаций по вопросам культуры, образования, истории Заира Магомедовна Хизроева – совершила, без преувеличения, настоящий жизненный и творческий подвиг, создав этот прекрасный памятник не только нашему замечательному земляку, но и, как признают ветераны Балтийского и Черноморского неба, всей легендарной 11-й Новороссийской дважды Краснознаменной штурмовой авиадивизии, где он служил и сражался с врагами.

Книга – о бережном, трепетном отношении к памяти живых и павших.
Книга – о высокой духовности и высокой нравственности поколения молодых военной поры, которые так необходимы сегодня всем нам.

Символично, многомерно название повести – «Исполненный долг». Это воссозданный с документальной точностью ежедневный ратный подвиг Юсупа Акаева, исполнившего свой сыновний, патриотической долг перед Родиной.
Это исполненный долг автора не только перед мужем Ю. Акаевым, геройски сражавшимся в годы войны, но и перед десятками его боевых товарищей по авиаэскадрилье и полку, вместе с ним, рядом, поистине крыло к крылу громивших врага на Черном и Балтийском морях.

Это, наконец, с высокой ответственностью гражданина и патриота исполненный автором долг перед миллионами воинов, каждый из которых достоин нашей вечной благодарной памяти.
Колоссальный труд пришлось проделать З.М. Хизроевой, чтобы создать правдивую, яркую, запоминающуюся книгу, в которой отражен значительный отрезок боевого пути авиаэскадрильи, полка и дивизии – воздушные сражения, победы и горькие потери. С максимальной точностью воссозданы не только многие эпизоды беспощадных воздушных сражений с врагом, но и сама атмосфера боевой жизни, товарищества, беззаветной преданности воинскому братству летчиков-штурмовиков. «Такую работу, которую вы проделали, больше никто не проделает из наших», – пишет, обращаясь к Заире Магомедовне, председатель Совета ветеранов 11-й авиадивизии ВВС ВМФ М.Г. Смольяков из Москвы.

Автор не хотела, чтобы рассказ о Ю. Акаеве и его боевых товарищах стал своего рода официальным отчетом, перечнем вылетов-прилетов и наград. Поэтому она провела скрупулезную, настоящую исследовательскую работу военного историка по сбору и анализу материалов. Главное – не исказить, не упустить ни один эпизод из жизни 2-й авиаэскадрильи, в которой начинал свою службу летчиком-штурмовиком, а потом командовал Юсуп Акаев.

В основу книги легли записи бесед с мужем и его сослуживцами в первые послевоенные годы в г. Паланге, где разместилась авиадивизия. Были сделаны десятки запросов в высокие военные инстанции и архивы, пересмотрена уйма документов, архивных и журналистских материалов военной поры. Велась переписка со многими однополчанами с целью перепроверки данных. Собраны сотни свидетельств не только летчиков-штурмовиков 47-го авиаполка, в котором служил Ю. Акаев, но и товарищей по оружию из других полков. Многое дали встречи с очевидцами событий.

Скрупулезная точность, по крупицам восстановленные факты дали возможность автору создать именно документально точное повествование о такой сложной вообще для любого пишущего сфере, как боевая жизнь летчика-штурмовика. И, видимо, не случайно работа над книгой продолжалась почти сорок лет, пополняясь новыми именами и фактами. Можно только склонить голову перед настоящим человеческим, нравственным и патриотическим подвигом Заиры Магомедовны Хизроевой.

Эти достоинства книги отмечали все, кто ее читал, в первую очередь – ветераны. Вот что пишет бывший старший техник по вооружению 2-й авиаэскадрильи 47-го авиаполка С.А. Лавренюк из Киева: «Это титанический труд – по крупицам собрать столько фактов, воспоминаний, газетного материала…»

Все это дало однополчанам Ю. Акаева право назвать книгу «Исполненный долг» настоящей документальной историей действий авиаполка и в целом 11-й авиадивизии в годы Великой Отечественной войны.
* * *
Как становятся героями? Как рождается подвиг? Скромно, с достоинством, с большим тактом написаны страницы непосредственно о гордости дагестанцев – Герое Советского Союза Юсупе Абдулабековиче Акаеве. Таким же скромным, сдержанным, не выпячивающим свои какие-то особые достоинства был и сам Юсуп. Подвиг его рождался в каждодневном, напряженном ратном труде, в бесконечных воздушных схватках. Рядом с боевыми товарищами – сперва как ведомый, потом как командир. Вместе со всеми трудными боевыми свершениями эскадрильи и полка.

Героями, как известно, не рождаются. Но уже с юных лет, а они прошли в Буйнакске, в нем проявились обостренное чувство справедливости, взвешенность поступков, серьезность характера. Эти черты характера сохранились в нем и позже, после окончания средней школы и юридического двухгодичного училища и занятий в аэроклубе. Они определили многие его жизненные поступки, взаимоотношения с боевыми товарищами, подчиненными.
В первый же день войны – ему было восемнадцать лет – Юсуп пришел в военкомат с просьбой отправить на фронт. Сокровенной была мечта попасть в авиацию. Пророчески прозвучали на вокзале слова старшей сестры Патимат: «Юсуп, возвращайся героем!»

Ускоренными темпами он прошел обучение в Военно-авиационной школе первоначального обучения в Сальских степях, потом в Военно-Морском авиационном училище ВВС Военно-Морского Флота в г. Саранске. Здесь, в усиленных тренировках, юноша выработал в себе такие необходимые летчику-штурмовику качества, как предельная собранность, хладнокровие, умение, не растерявшись, в считанные секунды принять правильное решение, железная самодисциплина. И в первых же воздушных боях проявились его отличительные черты как пилота – решительность и целеустремленность. Сокурсник Ю. Акаева по Саранскому училищу, а потом летчик 11-й Новороссийской авиадивизии И.В. Ушпик точно отметил эти замечательные черты характера друга: «Он вносил такие смелые предложения, реализация которых была сопряжена с колоссальными физическими перегрузками летчика и которые граничили с предельными возможностями самолета».

Эти особенности боевого характера летчика-штурмовика, великолепная школа пилотирования всегда поражали его сослуживцев во все годы войны и были не раз отмечены командованием. Благодаря этому таланту летного мастерства, хладнокровию, мужеству Юсуп Акаев стал в авиаполку и дивизии тем летчиком, к которому по праву было отнесено слово «первый». В своем авиаполку он одним из первых освоил бомбометание с малых высот, первым применил метод топмачтового бомбометания и обучил ему своих боевых товарищей. Он стал первым летчиком-штурмовиком Военно-Воздушных Сил Черноморского флота, вступившим в бой с истребителями противника и одержавшим победу. Таково весомое свидетельство командующего авиацией Военно-Морского Флота, Героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии, генерал-полковника авиации Георгия Кузнецова.

Боевая служба младшего лейтенанта Ю. Акаева началась в 47-м штурмовом авиаполку 11-й штурмовой авиадивизии на Черноморском флоте. В этом же полку он будет воевать до полной победы над врагом уже в небе Балтики, умножая боевые традиции авиаполка.
В его составе он участвовал в обороне, а затем в освобождении от фашистов Черноморского побережья – городов и портов Таманского и Керченского полуострова, Анапы, Новороссийска, Феодосии, Крыма, Севастополя.
В ноябре 1943 года Ю. Акаеву, в двадцать лет уже назначенному командиром 2-й авиаэскадрильи, впервые доверили быть ведущим большой группы самолетов. И он в полной мере выдержал экзамен на мужество, самообладание и волю, показал не только пример личной отваги – первым ринуться в бой, обеспечить выполнение боевого задания при наименьших наших потерях, увлечь за собой группу, потом собрать ее и вернуть на свой аэродром, но и нести полную ответственность за действия ведомых. Уверенность, самообладание ведущего Ю. Акаева передавались всем. Его мастерство, отвага, готовность прийти на помощь вызывали большое доверие и уважение товарищей. Поэтому, как отмечалось во всех боевых характеристиках Ю. Акаева, летчики охотно идут с ним в атаку.

Хладнокровие, выдержка, мужество Юсупа сыграли главную роль в спасении его и воздушного стрелка, когда подбитый огнем вражеской зенитной артиллерии Ил-2 он посадил на море у мыса Такил. Выскочив за несколько секунд из тонущей машины, Юсуп и стрелок пять часов продержались на плотике в ледяной воде, среди бушующих волн, пока в сгущавшихся сумерках под бешеным огнем фашистов их подобрал наш катерный тральщик.

Эти же черты характера, как отмечает автор книги, ссылаясь на свидетельства руководства и очевидцев, дали возможность Ю. Акаеву в сражении над Феодосией одним из первых в полку освоить новый, более эффективный способ нанесения ударов по плавсредствам врага – бомбометание с малых и средних высот, когда летчик-штурмовик переводит самолет в пикирование и с высоты 900-1200 метров подавляет зенитный огонь противника прицельной стрельбой из пушек, а затем сбрасывает на корабль бомбы, после чего выходит из пике. Стремительность и неожиданность такой атаки обеспечивает неизбежное поражение цели и полную деморализацию противника.

Юсуп Акаев был непосредственным участником освоения новых, все более эффективных способов бомбометания, когда стали осуществляться массированные боевые удары с участием различных типов самолетов большими группами. Один из таких вылетов подробно описан в книге «Авиация Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне» (М., 1983). Обнаружив в порту Феодосия скопление вражеских плавсредств, было решено нанести комбинированный удар большой группой самолетов различных типов. Ведущим ударной группы 18-ти Илов-2 был старший лейтенант Ю. Акаев. Он, как отмечается в наградном листе, в этой трудной воздушной операции, проявив исключительную находчивость и героизм, выручил молодого летчика Михайленко, которого атаковали два мессершмитта, и, сочетая огонь с умелым маневром, сбил вражеский самолет. После этого сам был атакован двумя мессершмиттами. Используя все свое летное мастерство, Юсуп создал благоприятные условия для воздушного боя своему стрелку, который также сбил один мессершмитт.

Об этом бое с восторгом и удивлением говорили в Военно-Морском Флоте, писали: на Черноморском флоте Юсуп Акаев стал первым летчиком-штурмовиком, вступившим в неравный бой с немецкими истребителями и сбившим в одной воздушной атаке два вражеских самолета. Об этом факте как о совершенно невероятном случае боя штурмовиков с превосходящим вдвое числом истребителей писалось в те дни во фронтовых газетах и после – в книге «Они сражались на Балтике» (Л.,1968).

А удивительно здесь то – и это не каждый знает, – что самолет-штурмовик Ил-2, на котором летал Ю. Акаев, не предназначен для ведения атакующего воздушного боя: его значительный вес (вдвое тяжелее истребителя), полеты на сравнительно больших скоростях и низких высотах и т.д. осложняют ведение боя. Поэтому Илы всегда ходили на штурмовку под прикрытием истребителей. Если Илу навязывают бой, он его принимает. Но для этого летчик и стрелок должны владеть высоким мастерством. Таким мастерством Юсуп Акаев владел в совершенстве.  

Тому подтверждение – и овладение им в боях за Севастополь разработанным новым методом бомбометания – более сложным, более рискованным, но и более результативным – топмачтовым. При топмачтовом бомбометании самолет, подходя к цели, резко снижается до 10-30 метров и сбрасывает бомбы. Выходя из атаки, Ил как будто перепрыгивает через мачты – топы атакованных кораблей. Отсюда и название.

Война показала несравнимо большую эффективность топмачтового бомбометания. Но этот способ требовал от летчика максимальной, предельной собранности, умения в доли секунды принимать правильные решения, без страха идти на оправданный риск, отличного владения практикой воздушных атак по плавсредствам врага. Всеми этими качествами – и это подтверждают приведенные в книге документы – отлично владел Ю. Акаев.

Мы можем гордиться тем, что руководство полка, зная мастерство и умение наносить удары и всегда возвращаться без потерь, поручило именно нашему земляку – командиру эскадрильи первому опробовать новый способ бомбометания – разбить и потопить в 40 км от Севастополя вражеский караван: танкер, минный тральщик, 2 сторожевых катера, торпедный катер, быстроходную десантную баржу…

Юсупа знал весь Черноморский флот. Его называли мастером штурмовых ударов. Удивительные, поражающие цифры: 36 раз он водил в небе Черноморья группы по 6, 12, 18 Илов, добиваясь точного выполнения задания. И не было ни одного случая, чтобы он возвратился на аэродром, не выполнив задания.

Книга «Исполненный долг» требует от наc воспитывать молодое поколение в духе патриотизма и уважения к воинам-фронтовикам, исполнившим свой долг перед Родиной

И еще поразительный, вызывающий уважение и гордость за него факт: ни разу командир не вернулся, потеряв кого-либо из товарищей. Другой удивительный факт: с декабря 1943 года, когда Юсуп получил новый самолет, и до самого окончания войны, почти все время пребывания на фронте он летал на одном самолете под № 21. Не потерял, не поменял свой Ил. Летал как будто заговоренный. Каждый день – по 5-6 вылетов: 12, 16, снова 12 Илов вел в бой. И каждый раз с победой. У некоторых летчиков полка, как свидетельствуют однополчане, даже сложилось мнение, что Юсуп – просто «везунчик», чрезвычайно удачливый человек. Но за успешным ратным трудом, «удачливостью» стояли мужество, отвага, опыт, высочайшее мастерство, точный расчет, ответственность за принятие решений командира эскадрильи.

Вот такими нелегкими, огненными воздушными дорогами шел наш земляк к Звезде Героя.

Эти дороги продолжались на Балтике, куда перебросили 11-ю Новороссийскую дважды Краснознаменную штурмовую авиадивизию. Уже через неделю Ю. Акаев вылетел в тыл противника. В одном из боев в Выборгской операции – это было над островом Пийрисаар – он вел группу Илов для поддержки десанта. Как рассказывают донесения, самолеты попали в зону обстрела вражеской зенитной артиллерии. Машина командира была повреждена, заклинило элерон самолета, а сам Юсуп – ранен. Конечно, он мог бы вернуться на базу. Но тогда задание не будет выполнено. И командир продолжил полет. Самолет сильно кренился вправо, немела раненая рука, не хватало сил вести машину. Тогда он привязал штурвал ремнем к ноге и точно вывел группу на цель. С высоты было видно, как огнем противника наши морские пехотинцы прижаты к земле, удерживая клочок у самой кромки моря. Еще немного – и десантники были бы уничтожены врагом. Юсуп, увидев, как трудно товарищам, сделав два захода, вместе с ведомыми нанес удары по огневым точкам фашистов. Десантники пошли в атаку. Только тогда командир взял курс на аэродром. Уже на земле он потерял сознание и пришел в себя только в медсанбате.

Таких примеров воинской доблести в боевой биографии Ю. Акаева немало. В книге рассказывается о беспримерной по мужеству посадке самолета командира в тылу врага, чтобы выручить попавший в беду экипаж истребителя. Об этом – рассказы очевидцев и самих вырученных летчиков.
Осенью 1944 г. гарнизон острова Гогланд был атакован немецким десантом. На помощь вылетели 12 Илов, ведомые Ю. Акаевым. Сокрушительным ударом штурмовиков десант был разгромлен. Но на обратном пути получившая повреждения машина летчика Николаева стала терять высоту. До линии фронта уже было недотянуть. И тогда командир, мгновенно приняв решение, приказал по рации Николаеву: «Садись на дорогу!» Это была обыкновенная грунтовка, по которой катились немецкие грузовики. Юсуп ударил по ним из пушек – немцы врассыпную, залегли по сторонам дороги в кустарнике. Юсуп посадил самолет на дорогу. «Залезайте!» – скомандовал он Николаеву и раненому стрелку. Те еле втиснулись в крошечную кабину. Самое трудное – взлететь. Юсуп, собрав все свое умение, поднял машину и довел ее до аэродрома.

Вот еще один случай, характеризующий Ю. Акаева как командира с высочайшей степенью ответственности за боевых товарищей. При отходе от цели после выполнения задания один из самолетов его эскадрильи – Владимира Маркова оказался подбитым вражеской зениткой и сел на воду. Владимир и его раненый стрелок оказались где-то в середине Финского залива. Акаев, у которого горючее было на исходе, найдя среди волн пострадавших, вернулся на аэродром, пересел на другой самолет и вернулся туда, где на плоту ожидали его товарищи. Несколько раз он давал знаки прибрежному катеру, показывая трассирующими пулями направление, где надо искать штурмовиков. Они были спасены.

Штурмовиков ни на минуту не покидала уверенность, что командир не бросит их в море, сделает все для спасения. Гордостью за боевого командира проникнуты строки воспоминаний В. Маркова:
«С завидным самообладанием Акаев выполнял задания, которые по сложности и риску считались предельно опасными. Но мы верили в него и готовы были безропотно летать с ним по пять раз в день. Знали, что он выполнит задание обдуманно, нанесет врагу максимальный ущерб и приведет всю группу с победой на аэродром. Никто из нас не помнил случая, чтобы Акаев в роли ведущего потерял кого-либо из летчиков, хотя его самого сбивали.

Он летал мастерски, красиво, можно сказать, с шиком. Не раз, будучи в воздухе крылом к крылу, я невольно любовался им».
Высокое чувство товарищества и взаимовыручки, верности долгу никогда не покидало Юсупа. В самых сложных ситуациях, подвергая себя риску, он принимал неравный бой, чтобы прийти на помощь товарищам, не раз спасая их в самых, казалось бы, гибельных ситуациях.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года Юсупу Абдулабековичу Акаеву было присвоено звание Героя Советского Союза – «за героический подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками».

А 5 сентября фронтовая газета «За победу!» опубликовала очерк В. Лидина «Звезда Героя» – о Юсупе Акаеве, о том, как он вел в недавнем бою два десятка Илов на штурмовку немецких плавсредств в Нарвском заливе. И здесь журналист употребляет термин «акаевское мастерство», благодаря которому наши штурмовики смогли прорваться сквозь сплошную стену огня, которым ограждали себя корабли противника.

Здесь к месту будет сказано, что приведенные выше слова «акаевское мастерство» звучали не впервые. В лексикон авиаторов – черноморцев и балтийцев это понятие вошло прочно. О нем, кстати, пишет и еще одна журналистка – Н. Дьяченко из Эстонии. Акаевский почерк – это хладнокровие и какая-то удаль, точно выверенный расчет, оправданный риск, высочайшее мастерство, выдержка, мужество в самых сложных ситуациях, какой-то особый «почерк» полета самолета, по которому Юсупа узнавали все, – вот все те слагаемые, которые позволили ему быть во многих начинаниях первым и которые привели его к званию Героя.

Во многих памятных, решающих событиях на Балтийском море довелось участвовать спаянной семье штурмовиков. Совместно с войсками Ленинградского фронта морская авиация участвовала в операциях на Карельском перешейке, в Выборгском, Нарвском, Финском заливах, на Моонзундских островах, в освобождении портов и городов Мемель, Пиллау, Рига, Либава, Таллин, уничтожении плавсредств противника на переходе Либава– Кенигсберг, подавлении огневой мощи фашистской твердыни – Кенигсберга. Особенно памятным было уничтожение группой из 24 самолетов, ведомых капитаном Акаевым, бомбоштурмовым ударом в порту Либавы скопления вражеских транспортов, причем командир лично потопил транспорт водоизмещением 8000 тонн.

Приказом командира дивизии за высокие качества боевой подготовки эскадрилья Ю. Акаева, как свидетельствуют документы, была назначена боевым ядром дивизии.

Повествование о становлении Героя Юсупа Акаева идет рядом с рассказом о фронтовой жизни, о подвигах его боевых друзей, сражавшихся вместе с ним в небе Кавказа, Крыма, Прибалтики, с которыми он прошел всю войну – вначале в качестве рядового летчика, а затем командира эскадрильи.

С неослабевающим интересом читаются страницы о друзьях-однополчанах Юсупа со всеми подробностями их полетов, воздушных сражений, дружеских бесед. Где возможно, говорится об их семьях, пристрастиях, довоенной и послевоенной жизни. Ярко видишь характер, боевой почерк многих однополчан Юсупа Акаева. И это не «фон» для героя, а такие же наполненные жизнью, характерными человеческими чертами его боевые друзья – дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян, Герои Советского Союза Георгий Кузнецов, Георгий Попов, Автандил Гургенидзе, Николай Пысин, Георгий Кибизов, Сергей Лавренюк, Сергей Цукасов и многие другие командиры, штурмовики, политработники, радисты, техники, врачи…
В этом крепком интернациональном коллективе и росло мастерство, закалялся характер Юсупа. Именно в этой атмосфере, во фронтовых буднях, штурмовках и сложился духовный облик дагестанца – повышенное чувство ответственности перед боевыми товарищами, перед земляками, родителями, Дагестаном, а ответственность рождала отвагу, верность законам дружбы, требовательность к себе и к другим, чуткость и справедливость.
* * *
На Черноморском флоте Юсуп Акаев стал первым летчиком-штурмовиком, вступившим в неравный бой с немецкими истребителями и сбившим в одной воздушной атаке два вражеских самолета

Нельзя не отметить еще одно большое достоинство книги З.М. Хизроевой. Через все повествование убедительно проходит мысль о великой силе дружбы народов, которая помогла жить и победить в той страшной войне.

Мы не раз слышали за последнее время рассуждения некоторых «философов» о надуманности, выдумке советских идеологов о какой-то мифической, несуществовавшей дружбе народов. Это, мол, безжизненная абстракция, за которой ничто не стояло.
Все мы, ныне живущие, слава богу, без шор на глазах и хорошо видим, что это далеко не так. Дружба народов питалась, взращивалась самой жизнью. Ею же и проверялась. А уж тем более на полях кровавых сражений в небе и на земле в годы Великой Отечественной войны. Без этого не было бы и нашей Победы.

И как же ценили, дорожили дружбой летчики-штурмовики 11-й авиадивизии, где служили представители многих национальностей страны – русские, армяне, грузины, дагестанцы, белорусы, евреи, удмурты… Не национальность определяла уважение и доверие летчиков друг к другу, а проверенные в деле личные и боевые качества. Ведь не случайно дагестанец Юсуп Акаев пользовался в эскадрилье, полку и дивизии непререкаемым авторитетом, завоеванным и подтвержденным не раз в боевой обстановке, в выручке товарищей.
С гордостью нес наш земляк самое главное для него звание – сын дагестанского народа. Это всегда подчеркивали его боевые товарищи. Фронтовая газета «За победу!», называя акаевскую эскадрилью лучшей в дивизии, не раз призывала воинов равняться на нее: «На весь фронт, – пишет газета, – гремит слава о подвиге и героизме бесстрашного сына дагестанского народа Юсупа Акаева». В заключение статьи – призыв: бить врага так, как бьет его Герой-сокол Юсуп Акаев.

Братская дружба связывала Ю. Акаева с Героем Советского Союза Георгием Кузнецовым, с кем он начинал свой боевой путь еще в летном училище, с замечательным воином и человеком, Героем Советского Союза Георгием Поповым. О трогательной дружбе – вместе в бою и на отдыхе – русского парня с берегов Волги и дагестанца с гор Кавказа знали не только в эскадрилье, но и в полку, и в дивизии. «Служили два друга в нашем полку…» – эту песню пели товарищи о них.

А как не вспомнить приведенный в книге эпизод поистине братской самоотверженности, когда в воздушном бою летчик-штурмовик Владимир Талдыкин, рискуя жизнью, спас своего командира Ю. Акаева, подставив свой самолет под перекрестный огонь противника и дав ему возможность, сделав разворот, занять выгодную позицию. Таков закон боевой, братской дружбы.

Несколько цифр, характеризующих боевую биографию летчика-штурмовика, командира эскадрильи Ю.А. Акаева. За годы Великой Отечественной войны он совершил 147 эффективных боевых вылетов. На его личном боевом счету 7 транспортов общим водоизмещением 27000 тонн, 7 десантных барж, 6 сторожевых катеров, танкер, канонерская лодка, 5 тральщиков, 5 торпедных катеров, 30 плавсредств, 1 эсминец, уничтожено большое количество танков, батарей зенитной артиллерии, железнодорожных вагонов, около ста автомашин, более 1,5 тысячи живой силы противника. Сбито в воздушном бою 4 вражеских самолета.
Юсуп Акаев – кавалер ордена Ленина и Золотой Звезды Героя Советского Союза, 3 орденов Боевого Красного Знамени, орденов Отечественной войны I степени и Александра Невского, нескольких боевых медалей. Получил более 10 благодарностей Верховного Главнокомандующего.

Начиная войну в 18 лет, окончил ее в 23 года. И после этого, когда 11-я авиадивизия базировалась в гг. Пярну и Паланге, он помогал новичкам осваивать новый тип самолета – Ил-16, проводил летно-тактические учения. В 1948 году ушел в отставку по болезни – сказались перегрузки военных лет. В 27 лет ушел из жизни.

Юсуп Акаев пользовался безграничным авторитетом не только среди подчиненных, но и среди командного состава полка и дивизии. Всеобщую любовь и уважение боевых товарищей он завоевал беззаветной преданностью Родине, высоким чувством патриотизма, мужеством и летным мастерством. Отвагой, героизмом Ю. Акаев вписал яркую страницу в ратную, патриотическую историю нашей страны.

И в этом высоком патриотическом звучании, как никогда актуальном в нынешнее время, состоит большое нравственное и воспитательное значение книги Заиры Магомедовны Хизроевой. И то, что книга абсолютно документальна, – тоже ее значительный патриотический потенциал. Дагестану есть чем гордиться. Героев ратных подвигов Дагестану не занимать. И один из них – наш Юсуп Акаев.
Книга «Исполненный долг» обладает еще одним немаловажным преимуществом – она написана ярко, захватывающе, динамично, когда сохраняется эффект личного присутствия в каждом описанном эпизоде. Поражает и ясный, чистый, по-настоящему художественный язык повести. Это, несомненно, делает ее привлекательной и интересной для чтения людьми всех возрастов. Конечно, особенно это было бы полезно для юных читателей.

Книга может и должна стать хорошим, умным, эффективным помощником в патриотическом воспитании юного поколения, особенно в подготовке его к службе в армии. Да и просто в том, чтобы выработать в себе такие важные, необходимые качества, как высокая нравственность и духовность, беззаветная любовь к Родине.

Признанием большого воспитательного, патриотического значения книги «Исполненный долг» может служить полученное недавно З.М. Хизроевой письмо из филиала Музея истории Санкт-Петербурга «Монумент героическим защитникам Ленинграда», где в Памятном зале музея на мраморной Доске героев золотом начертано имя Ю.А. Акаева. В письме, в частности, говорится: «В 2010 году в ходе осуществления программы по формированию толерантного образа жизни в Санкт-Петербурге в нашем Памятном зале проводились круглые столы – беседы школьников старших классов с историками и ветеранами ВОВ о дружбе народов нашей страны, явившейся залогом Победы в Великой Отечественной войне. В качестве образца интернациональной дружбы приводился пример дружбы многонационального личного состава 47-го авиаполка 11-й штурмовой авиадивизии ВВС, описанной в книге.

Ваша книга «Исполненный долг» требует и от нас – сотрудников музея «Монумент героическим защитникам Ленинграда» исполнения нашего долга – воспитывать молодое поколение в духе патриотизма и уважения к воинам-фронтовикам, исполнившим свой долг перед Родиной».

Молодое поколение может учиться мужеству и героизму по книге З.М. Хизроевой. Было бы, наверное, очень хорошо, если бы эту книгу имела каждая школа. И для чтения, и для обсуждения среди школьников. Книга написана так, что увлечет каждого. Никого не оставит равнодушным.

Книга З.М. Хизроевой заслуживает того, чтобы в ней и взрослые, и дети увидели живой – не выдуманный – источник любви к Отечеству, пример высокой духовности и чистоты помыслов.
Вот почему – уверена – книга не может оставить равнодушными сердца и души людей разных поколений – и ровесников Великой Победы, и молодых.

 

Статьи из «Общество»

Правда, которую не стереть

8
Проблема фальсификации истории в ущерб интересам России приобрела в последние годы ярко...

Особая профессия

6
Ежегодно в России 30 апреля свой профессиональный праздник отмечают сотрудники пожарной...

Проводник добра

51
Многие герои моих публикаций впоследствии становятся моими добрыми друзьями, с которыми я...

Майский старт

8
Правда же, не зря в народе говорят: канун лучше самого праздника. Дело в том, что накануне...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

24
Музыка всегда сопровождала советских...

Равняйсь! Стройся!

15
Республиканский сборный призывной пункт военного комиссариата РД в эти дни напоминает...

Дань прошлому

8
В ежегодно проводимой уже в шестой раз «Вахте Героев Отечества» в этом году участвуют 14...

Если ваши права нарушены…

6
Каждый из нас совершает покупки в магазинах, пользуется теми или иными услугами либо заключает договор на выполнение работ. Но далеко не все знают о своих правах,...

«Вахта Героев Отечества» – дань памяти прошлому

20
В ежегодно проводимой уже в шестой раз...