Природа героизма
Специальная военная операция России по защите справедливых интересов ДНР и ЛНР разнесла осколками многолетние стремления Украины и опекающих её стран к героизации фашизма и возрождению неонацизма.
Мужество и стойкость российских воинов сегодня в очередной раз демонстрирует героизм настоящий, направленный на благо народов многонациональной Родины.
Дагестанцы, как и другие россияне, ежедневно отстаивают интересы Родины на Донбассе, проявляют мужество и героизм, борются за свободу и независимость братских республик. Наши воины за мужество и стойкость в бою награждены орденами и медалями, некоторые из них стали Героями Российской Федерации.
Народы Дагестана гордятся своими мужественными сыновьями, а юное поколение хочет познать истину, в чём заключается сущность настоящего героизма.
Знакомство с различными источниками позволяет получить определение данного социально-психологического феномена. «Героизм – это «самоотверженная борьба народов, классов, индивидуумов, отвечающая прогрессивным потребностям исторического развития, высоким идеалам, осуществляемая с полным напряжением духовных и физических сил, смело, храбро, бесстрашно, мужественно, стойко, вплоть до самопожертвования».
Для понимания народного героизма неоценимое значение имеют элементы социально-культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в народном сознании и поведении в течение длительного времени. В качестве таковых выступают общественные устои, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, перешедшие в народные традиции.
Героические традиции как концентрация трудового, военного опыта представляют из себя сплав эпического героического прошлого и ближайшего настоящего народов России, форм, правил, обычаев борьбы с врагами Отечества. В традициях выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из поколения в поколение.
Одним из достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Это такие ценности, как воинская честь и воинский долг, система воспитания этих прекрасных качеств у российских солдат
К наиболее важным героическим традициям народов России можно отнести взаимовыручку, непримиримость к врагам Отечества, гордость за принадлежность к славным Российским вооружённым силам, верность общественному, воинскому долгу и многие другие. Их отличительная черта заключается в том, что все они основываются на повышенной социальной, нравственной активности людей, являются основой развития и безопасности нашего общества.
Историко-документальные материалы позволяют видеть, что одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии, где присутствовали такие непреходящие ценности, как воинская честь и воинский долг, система воспитания этих прекрасных качеств у российских солдат и офицеров, ставшая основой русской военной педагогики.
Подвиги дагестанских героев, их воинское мастерство, отвага, беззаветная верность в дружбе, вольнолюбие, гордость, чувство собственного достоинства, оптимизм, ненависть к врагу, любовь к Родине всегда воспевались нашим народом. Содержание произведений отражает заветы богатырства, лежащие в основе понятия «герой», представляющего собой эстетический и этический идеал героев, их физическое и нравственное кредо.
Первый завет – это любовь к своему народу, постоянная готовность прийти ему на помощь, стать на его защиту. Второй завет – это деятельная помощь своим боевым друзьям, товарищам, соратникам. Третий завет – воинская доблесть. Четвёртый – забота о чести и достоинстве.
С вхождением в состав России дагестанские традиции воинского героизма ещё более обогатились героическими традициями русского и других народов Российского государства, стали ярким примером образцового проявления во многих экстремальных ситуациях жизни и деятельности наших народов.
В полной мере героический характер воинской деятельности раскрылся в Советской армии. Высокая боевая активность советских воинов в единстве с их идейной убеждённостью, безграничной любовью к своей Родине, верностью великому долгу, другие морально-боевые качества являются основой героизма.
Одной из особенностей воинского героизма становится его предопределённость характером и содержанием деятельности военнослужащих. Готовность к подвигу для воина является нормой поведения, необходимым элементом его боевой характеристики.
Героико-патриотическая деятельность русских, советских и дагестанских воинов в годы Великой Отечественной войны позволяет отчётливо выделить устойчивые формы проявления воинского героизма. К ним можно отнести готовность заслонить собой командира, друга, сослуживца от вражеской пули, протаранить вражеский самолёт, направить горящий самолёт, танк, машину на врага, пустить под откос вражеский эшелон, вызвать огонь на себя и т. д.
Эти и другие формы воинского героизма как специфический компонент морального фактора дают возможность усиливать оптимистическую тенденцию в сознании людей, позволяют им в самой трагической, сложной обстановке сохранять веру в себя, свои силы, веру в будущее, веру в окончательную победу над врагом. Способность к героическому поступку не формируется сама по себе, она продукт всей системы воспитательной работы, всего социального и морального уклада общества.
Наблюдения, опросы свидетельствуют о том, что многие педагоги и воспитатели (особенно молодые) с трудом разбираются в народных героических традициях, путают их. Отвечая на вопрос, какие народные героические традиции вы знаете, 90 % указали только праздники, около половины опрошенных затруднялись назвать героические и патриотические традиции не только нашего Отечества, но и дагестанских народов. А ведь они заняли достойное место в историко-культурном наследии государства и Дагестана.
Опросы бывалых старожилов, родителей, общественности показывают, что в вопросе воспитания учащихся на героических традициях народа нет единства семьи, школы и общественности, что в заданные традициями ситуации дети зачастую включаются стихийно.
В этой связи приходится констатировать: без развития понимания и любви к героическому прошлому Отечества и родного народа, без глубокого осмысления сущности и смысла народных традиций воинского, трудового и обыденного героизма невозможно правильно воспринять социальную сторону патриотизма.
Педагогическая теория и практика говорят о том, что наиболее оптимальным возрастом героико-патриотического воспитания является старший школьный возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности.
Беседы со старожилами и ветеранами педагогического труда подтверждают, что именно старшеклассники более всего оказались восприимчивыми и отзывчивыми на нужды и чаяния народа и Отечества в самые суровые для Родины годы Великой Отечественной войны. Старшеклассники вместе со своими учителями единым коллективом записывались в добровольцы и уезжали на фронт. Они объединялись в тылу в молодогвардейские отряды и наносили молниеносные удары по немецко-фашистским захватчикам. Они становились у станка, выходили на поля, чтобы обеспечить фронт оружием и продуктами. Более всего проявляли интерес, гордились героизмом советских воинов и стремились им подражать. Сотни и тысячи старшеклассников, оказавшись на фронте, сами проявляли героизм и мужество, присущие достойному воину-освободителю Отечества.
Для эффективного формирования героико-патриотического сознания учащихся важно учесть все факторы, восполнить пробелы, связанные с недостаточной адаптацией нормативных документов, учебников и учебных пособий с учётом российского многонационального героико-патриотического наследия. Важно представить в учебно-методических пособиях по общественным, гуманитарным и культурологическим дисциплинам чёткую модель формирования героико-патриотического сознания у старшеклассников, подготовить учителей и классных руководителей к целенаправленной деятельности по формированию у учащихся героико-патриотического сознания.
Сегодня во всей системе образования и воспитания учащихся в школе акцентуацией внимания должно стать всё героическое в истории Российского государства и многонационального российского общества. Нужно выявлять, систематизировать и освещать на уроках и воспитательных мероприятиях духовные мотивы, формы и методы героических свершений, проявленные поколениями наших дедов и отцов на благо общества.
Нужно обнародовать в СМИ все имена и фамилии людей, кто отмечен государством за проявление героических свершений в области науки, космонавтики, образования, культуры, здравоохранения, народного и сельского хозяйства. Героев должны знать поимённо. На них, их подвиги и достижения будет равняться подрастающее поколение будущих достойных граждан нашего многонационального государства России.