Природа современной журналистики
О месте и роли современных СМИ в российском обществе, развитии и совершенствовании форм и методов работы журналистов говорили недавно на Всероссийском фестивале «Голос Евразии-2017» в Дагестане.
Особое значение в последнее время приобретают открытость власти, обеспечение доступа к информации о деятельности институтов власти, сокращение дистанции между чиновниками и средствами массовой информации.
Государственные органы власти обязаны рассматривать взаимодействие со СМИ как одно из важнейших направлений работы, сотрудничать со средствами массовой информации, реагировать на критические публикации – именно такой конкретный подход может дать свои результаты. По каждой критической публикации в СМИ руководителями всех уровней должны приниматься конкретные меры.
По оценкам независимых источников, например, «Фонда гласности», Дагестан относится к числу тех регионов, где существует свобода слова. И тем не менее ситуация в целом в нашей республике непростая.
Доверие к СМИ падает в силу разных причин. Граждане не верят чиновникам, люди не доверяют друг другу. Таким образом, утрачивается взаимное доверие в обществе, что мешает работать эффективно и конкурентоспособно. В какой-то степени в основе утраты доверия лежат поведение отдельных зарвавшихся чиновников, их высокомерное, барское, преступно-халатное отношение к законным просьбам, требованиям и обращениям рядовых граждан.
Нам всем вместе надо сегодня, не теряя оптимизма, не впадая в хандру и тоску, работать на перспективу. СМИ должны быть общенародными. Это нужно всем нам
Да, сегодня журналистика переживает не самые лучшие времена. Слишком сильное влияние власти на средства массовой информации вынуждает работников многих печатных и электронных СМИ писать и говорить то, что им заказывают их хозяева. А это значит, что в таких условиях деятельность СМИ осуществляется в рамках интересов финансирующих их сторон.
По мнению известного журналиста и общественного деятеля Павла Гусева, и в такой ситуации журналистика может быть и квалифицированной, и профессиональной. Но она, к сожалению, далека от той журналистики, которой мы все гордились в конце 80-х и начале 90-х годов, – журналистики авторской, мыслящей, свободной.
Важными факторами, определяющими состояние и функционирование СМИ, являются профессиональный потенциал кадрового состава, уровень профессионализма журналистов, редакторов и других творческих работников. Понимание новых задач, стоящих перед прессой, в значительной степени влияет на качество профессиональной деятельности. Проводившиеся в последние годы исследования дают основания для озвучивания некоторых тенденций, которые характеризуют динамику развития этого фактора.
Прежде всего следует сказать о том, что в редакциях, где проводился опрос, профессиональное образование и более или менее продолжительный опыт работы в СМИ имели чуть более 50 процентов творческих работников. В некоторых редакциях до 20 процентов сотрудников не имеют практически никакого жизненного и профессионального опыта. По крайней мере более чем у половины работников редакции недостаточная профессиональная подготовка.
Существенно повлияло на состояние кадрового потенциала региональной дагестанской журналистики и то, что в связи с возникновением множества новых изданий, телерадиокомпаний в редакции пришли молодые люди, имеющие весьма смутное представление о журналистике. Для многих из них редакция является первым местом их профессиональной журналистской деятельности.
Усугубляет положение и то, что в силу различных интересов собственников СМИ наше профессиональное сообщество сегодня сильно разобщено. Об этом можно судить хотя бы по появившимся в последнее время многочисленным союзам и объединениям работников СМИ.
Факт остается фактом. Доверия к журналистскому слову, к СМИ в целом все меньше и меньше. Меняется и отношение граждан к журналистской профессии. Падает престиж некогда уважаемой и почитаемой профессии.
Правовой и социальный статус журналиста в российском обществе крайне невысок, его профессия становится все менее престижной, опасной. Инициативу в формировании общественного мнения перехватывают политтехнологи и пиарщики, оплата труда которых в десятки раз превышает зарплату рядового журналиста.
Из-за отсутствия тарифных договоров между наемными работниками и работодателями журналист вынужден довольствоваться условиями труда, которые назначает, диктует работодатель, и в конечном счете теряет право на собственные убеждения и часто реализует в своем творчестве технологию, связанную с пропагандой или компроматом.
Что же делать? Как выйти из создавшейся ситуации? По утверждению экспертов, нам всем вместе надо сегодня, не теряя оптимизма, не впадая в хандру и тоску, работать на перспективу. СМИ должны быть общенародными, тем более что сегодня проблема правового воспитания и правового обустройства – номер один в обществе. Это нужно всем нам.