Приватизация по-кизилюртовски
Махачкала в последние годы принципиально нацелена на проведение комплекса мероприятий по возвращению в собственность муниципалитета городских земель и объектов недвижимости. Стоит отметить, юристам мэрии пока неплохо удаётся справляться с поставленными задачами, особенно учитывая, скажем так, сложности административного характера.
В таких делах принято считать выигравшей ту сторону, дар убеждения которой чрезвычайно богат. Аргументы принимаются во внимание в зависимости от того, насколько они дороги. И Фемида оказывается в крайне затруднительной ситуации, когда закон есть закон, если бы не многозначительные и такие соблазнительные «но»…
История, о которой мы расскажем, примечательна тем, что фигурирует в ней не абы какая собственность в виде земельного участка, а федеральная железная дорога – промышленная транспортная артерия государства, оказавшаяся в руках частников. Стала она таковой по документам, которые откровенно противоречат заявленному собственником праву, считают оппоненты компании. Впрочем, обо всём по порядку.
В 80-х годах прошлого века на землях города Кизилюрта действовало предприятие «Дагестанский карьер», железнодорожные пути которого были выведены в отдельное предприятие «Промжелдортранс». Как стало известно «ДП», «Дагкарьер» приватизировали в 1992 году. По имеющейся информации, на момент приватизации в состав создаваемого акционерного общества «Дагнеруд» не включались никакие железнодорожные пути, о чём свидетельствует план приватизации данного предприятия.
Предприятие «Промжелдортранс» было приватизировано в 2003 году, теперь это уже ООО «Кизилюртовские железные дороги» (КЖД). В состав уставного капитала КЖК была включена большая часть железнодорожных путей, обслуживавших карьер, – номера с 10 по 14. Но при этом остались три железнодорожных ветки, никем не приватизированные, то есть остались в государственной собственности, – номера с 15 по 17.
«Когда стали разбираться в архивах, выяснилось, что в имеющихся документах принадлежность спорных железнодорожных веток «Дагнеруду» не только не подтверждается, но и прямо опровергается»
Летом 2003 года администрация Кизилюрта выносит постановление о выделении земельного участка карьеру. В состав участка вошли не только земли под добывающим предприятием, но и под всеми железнодорожными ветками.
«Но есть золотое правило земельного законодательства: земля и объект недвижимости образуют единое целое, их разделение и принадлежность разным лицам не допускается. Получается, что весь земельный участок под железнодорожными путями в 2003 году был приобретён предприятием «Дагнеруд» незаконно», – считает исполнительный директор «Кизилюртовских железных дорог» Абакар Абдусамадов.
Незаконность действий, уверяет Абдусамадов, проявляется ещё и в том, что администрация Кизилюрта, согласно действовавшей на тот момент норме закона о приватизации, не имела права издавать постановление о продаже земли. Подобное решение могло быть принято только органом, который ранее разрешил приватизацию «Дагкарьера». В данном случае этот орган Минимущество Дагестана.
«При разграничении собственности в 1991 году было установлено, что все объекты железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью. Соответственно, решение о приватизации принимается федеральными органами, в том числе и в части вопросов, касающихся передачи земли. «Дагнеруд» же приобрёл всю землю в собственность у администрации Кизилюрта.
В 2019 году не стало собственника ООО «Кизилюртовские железные дороги» – правопреемника «Промжелдортранса». С момента смерти этого авторитетного человека началось активное наступление на железнодорожную компанию, говорит собеседник.
«Дагнеруд» оформил разрешение на строительство собственного пути на участке: как поясняло руководство предприятия, для улучшения обслуживания карьера.
«Путь строился от железнодорожной станции «Кизилюрт». Было получено разрешение на строительство, началась прокладка железнодорожной дороги, которая дошла до 16-й ветки (неприватизированной), где и примкнула к ней. Таким образом сложилась картина, как будто и 16-й, и 17-й пути были построены «Дагнерудом». Уже в марте этого года добывающее предприятие получает разрешение на ввод в эксплуатацию дороги, право собственности на построенный путь», – рассказывает представитель железнодорожной компании.
Абдусамадов снова возвращается в начало «нулевых» и поясняет: в 2003 году «Дагнеруду» выделили участок земли 176 тысяч квадратных метров, при этом в договоре купли-продажи была оговорка: земли, занятые железнодорожными путями «Промжелдортранса», в собственность «Дагнеруда» не входят. То есть на тот момент единство земли и объектов недвижимости железнодорожной компании пытались сохранить.
«В 2019 году руководство «Дагнеруда» подаёт заявление на уточнение границ своего земельного участка и включает в него в том числе участок под путями «Кизилюртовских железных дорог». Так площадь компании, по данным Росреестра, составила уже 189 тысяч квадратных метров, увеличившись сразу на 1,3 гектара, – без правовых актов Минимущества или администрации города.
В принципе допускается некоторое изменение границ участка с изменением его площади в пределах 0,5 %, но не в таких объёмах, которые произвольно заполучила добывающая компания. То есть тут захват и земельного участка, и двух государственных железнодорожных путей под видом строительства собственных», – убеждён Абдусамадов.
Поскольку подобная ситуация никак не могла устраивать «Кизилюртовские железные дороги», ведь в любой момент «Дагнеруд» вправе был потребовать демонтировать пути и освободить участок. «КЖД» подали в суд с целью оспорить право собственности «Дагнеруда» на земли под железной дорогой. К тому же с постройкой нового пути карьера «КЖД» стали попросту разоряться – заказы перестали поступать, а сама дорога превратилась для предприятия в налоговое бремя.
«Когда стали разбираться в архивах, выяснилось, что в имеющихся документах принадлежность спорных железнодорожных веток «Дагнеруду» не только не подтверждается, но и прямо опровергается. Тем не менее мы проинформировали Росимущество о том, что пути не вошли в частную собственность, а остались в федеральной собственности. Росимущество таким образом было привлечено в качестве третьего лица в судебном процессе, а в итоге и вовсе заявило собственный иск – на истребование путей из владения «Дагнеруда», – говорит Абдусамадов.
Добывающая же компания, защищая своё право на дорогу, аргументирует следующим: якобы пути в виде незавершённого объекта вошли в уставный капитал приватизировавшегося «Дагестанского карьера». Юристы железнодорожной компании ознакомились с приватизационным актом, который, кстати, долгое время сторона ответчика под разными предлогами не предоставляла – с января 2021 года, с момента начала судебного процесса.
«В перечне объектов, не вошедших в состав приватизированного имущества, и объектов, остающихся в государственной собственности, находим упоминание о железнодорожных путях, право собственности на которые так упорно отстаивает «Дагнеруд». Связались с бывшим директором карьера, подтвердившим, что железнодорожные пути в процессе приватизации не включались в состав имущества предприятия. То есть нам предоставляют документ, который якобы должен доказать право добывающей компании на собственность, а по факту он полностью его отрицает. Основываясь на полученных данных, Росимущество предъявило иск компании по возврату в пользу государства железнодорожных путей», – рассказал Абдусамадов.
Как уже было сказано, ссылаясь на акт приватизации, защита «Дагнеруда» утверждает, что 16-й и 17-й пути были приняты компанией на баланс в виде незавершённых объектов в процессе приватизации в 1992 году. Однако представители железнодорожной компании среди документации «Промжелдортранса» нашли технический паспорт, датированный 1990 годом. В нём указанные пути уже были включены в состав путевого хозяйства Кизилюртовского ППЖД – предприятия промышленного железнодорожного транспорта.
«Защита «Дагнеруда» подвергла сомнению подлинность паспорта, на что мы предложили провести экспертизу, но проводить её сторона ответчика отказалась. К тому же выяснилось, что пути не были незавершённым объектом, а были включены в состав путевого хозяйства, они успешно эксплуатировались, что подтвердилось техпаспортом.
«Мы обратились и в МО МВД России «Кизилюртовский» с заявлением о совершении преступления – захвата земельного участка и железнодорожных путей предприятием «Дагнеруд», – дополняет собеседник.
В итоге Росимущество заявило претензии на два железнодорожных пути и земельный участок под всеми путями, а Минимущество Дагестана задалось вопросом: на каком основании муниципалитет передал государственные земли в собственность добывающей компании, не имея на то полномочий. Пытаются разобраться.
…Во всей этой истории главное – это желание добывающей компании отстаивать право, которого у неё нет, считает представитель истца. «Прикрываясь документом, который прямо указывает на отсутствие этого права, предприятие ставит себя в неудобную ситуацию, в которой почему-то комфортно себя чувствует», – недоумевает Абдусамадов.
«Кизилюртовские железные дороги», к слову, пытались решить вопрос мирно, без продолжительных судебных тяжб. Что их ещё более удивило, так это отказ «Дагнеруда» от внесудебного решения вопроса. На чём основано такое решение – загадка для истца.
P.S. Как стало известно редакции на момент выхода статьи, несмотря на то, что по земельному участку АО «Дагнеруд» имеется два незавершенных судебных спора, предприятие разделило данный земельный участок на два новых с новыми же кадастровыми номерами. «Таким образом, предмет первоначального судебного спора фактически полностью ликвидирован, что искусственно усложняет судебную защиту нарушенных прав», – сообщил изданию Абдусамадов.
«Дагестанская правда» продолжит следить за развитием ситуации.