Профессия сама выбрала меня
Учитель литературы – это живая классика. А литература в школе наряду с математикой и русским языком всегда считалась главным предметом. Каждое художественное произведение было непростой задачей, сложнее любой математической, поскольку требовало раздумий и анализа. Не абы каких, а осмысленных, глубоких.
Были еще обязательная литература и целый список внеклассной. И только читающий учитель литературы может воспитать читающего ученика, только влюблённый в книгу может заразить этой любовью своих подопечных. Ирина Владимировна Билалова из числа таких преподавателей.
Учителем она работает 36 лет, воспитала не одно поколение школьников, некоторые из которых тоже стали учителями русского языка и литературы.
– Мои ученики всегда участвовали и сейчас участвуют в олимпиадах по литературе. На республиканском уровне в разные годы становились победителями и призерами Фирдавус Максудова, Низами Оруджев, Мадина Касимова, Патимат Муртазалиева, Амина Якубова. И вот сейчас Замир Мурзаев стал призером заключительного этапа олимпиады по литературе.
Добросовестный труд Ирины Билаловой не раз отмечался Почетными грамотами и грантами за высокие достижения в педагогической деятельности в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В 2005 году она удостоена Почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2006 и 2010 гг. –
победитель конкурса лучших учителей страны. Почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель Республики Дагестан.
А было время, когда она думала о другой сфере преподавания.
– В 1978 году я закончила физико-математический класс Махачкалинской СШ №13 (ныне гимназия). Училась хорошо, увлекалась многими предметами, поэтому по окончании школы выбор у меня был большой и трудный. Собиралась поступать в Институт культуры в Краснодаре, так как обладала хорошей дикцией и актерскими данными, кстати, это и сейчас помогает мне в работе, но родители не отпустили. Видимо, зов сердца и любовь к чтению сделали меня учителем литературы. Профессия сама выбрала меня. Двое моих сыновей тоже работают учителями: один – историк, другой – биолог. Думаю, они, как и я, нашли свое призвание, – рассказывает Ирина Владимировна.
При всей любви к чтению для любимого занятия не всегда находится время – слишком много ненужной бумажной волокиты.
– Бумажная работа очень отвлекает от живой, творческой деятельности. Учитель – очень интересная, но нелегкая профессия. Можно быть прекрасным филологом, физиком, математиком, но при этом не быть учителем. Учитель – это синкретическая профессия: педагог, воспитатель, психолог, социолог, то есть специалист во многих областях, – говорит она. – И всегда находится в поиске новых методов, как сделать урок более интересным и полезным.
И случаются у нее такие порывы, что хочется навсегда «завязать» с преподаванием, «когда сверху спускают очередной непонятный проект или отчет». Особенно трудно смириться с постоянным сокращением количества часов. В 5-8 классах литературу изучают два часа в неделю, в 9-11 – три часа.
– Это очень печально! Ведь такие качества человека, как доброта, милосердие, отзывчивость, прививаются именно на уроках литературы, – говорит Ирина Владимировна и задается вопросом: — Так что же изучать на уроке?
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» – легендарная цитата из первой главы «Евгения Онегина» знакома всем со школьной скамьи. Но, думается, не мы и даже не сам Александр Сергеевич Пушкин – признанный классик, наша гордость – не могли предположить, что в XXI веке эта фраза будет настолько отражать содержание школьного образования по литературе.
– А разработчики всё не унимаются. Сейчас вновь заговорили о том, что надо менять программу, якобы Пушкин, Лермонтов, Толстой устарели, неинтересны детям. А детям, я вам скажу, интересно всё! Просто это «всё» надо преподавать не как предмет, а как жизнь. Да, программа меняется, – продолжает она. – Были исключены, в частности, произведения патриотической направленности: «Сын полка» Катаева, «Повесть о настоящем человеке» Полевого.
Спрашиваю Ирину Владимировну о ее литературной «аптечке», о том, что лучше читать при том или ином настроении.
– Вы правильно заметили: книги могут быть своего рода аптекой. Но не только. Это и больница, и музей, и туристический тур в разные эпохи и страны, и храм, да всего и не перечислишь, – уверена Ирина Билалова. – Есть великие книги, которые просто недоступны многим людям. Не потому, что их трудно найти, а потому, что их трудно понять. И наша, учителей литературы, задача — воспитать в первую очередь умного, вдумчивого, грамотного читателя. А перечислять мои любимые произведения, которые я бы посоветовала прочитать другим, можно долго. Читайте классиков.