Промышленный туризм – это для Дагестана
Впервые на Чиркейской ГЭС я побывал еще на стадии ее строительства, до ввода первого гидроагрегата. В памяти осталась какая-то нереальная картина: в теснине гор далеко внизу, в ущелье, копошатся люди, словно муравьи. С такой высоты даже строительная техника кажется игрушечной. О грандиозности, масштабах стройки без устали писали многие газеты, в сводках радио тема также присутствовала регулярно.
Тут нет необходимости рассказывать обо всех технических и иных характеристиках станции – в той же Википедии можно узнать все подробности. Разговор наш о том, что этот уникальный объект мог бы стать одной из главных туристических достопримечательностей. Есть такое понятие – промышленный туризм. В этом отношении наша республика сможет тоже кое-что предложить туристам. В данном материале речь пойдет только о двух объектах.
За время своей работы Чиркейская ГЭС, самая мощная станция на Северном Кавказе, успела выработать многие миллиарды киловатт-часов электроэнергии. Объект стал гордостью не только нашей республики, но и страны. Больше в России нет такой высокой арочной плотины. Тем не менее, уверен, даже 10 процентов жителей нашей республики воочию не видели это чудо инженерной мысли. Оно закрыто от посторонних глаз. Тут речи о приезжих вообще нет. Я и сам второй раз побывал там после почти сорокалетнего перерыва.
Даже самое талантливое описание не сможет заменить ту картину, которая в горной теснине предстанет перед человеком, не потерявшим склонность удивляться. Хороший гид много чего интересного мог бы рассказать о Чиркейской ГЭС. В частности, о том, что тело плотины намного больше видимого, что она в правый берег реки Сулак врезается на 10-15 метров, в левый берег – до 50 м. Что водохранилище тянется до 40 км, местами глубина достигает свыше 200 метров, а полная емкость его составляет почти 2,7 кубических километра. Что вода к турбинам поступает по бетонным водоводам диаметром 5,5 м и длиной 250 м, а толщина их стенок около 1,5 м. Что во время строительства вода отводилась по специальному тоннелю длиной 730 м, прорытому в скалах. А разве не интересно было бы узнать, что уникальность самого здания ГЭС в том, что здесь применено двухрядное расположение гидроагрегатов, что позволило вдвое сократить длину здания. А это в свою очередь позволило обойтись без врезки в скальные борта ущелья. Ни на какой гидроэлектростанции страны подобная компоновка гидроагрегатов больше не используется. Вообще много чего уникального применено здесь.
Уверен, не только в других странах, но даже в других регионах страны такой уникальный объект давно бы стал туристическим брендом. Да, здесь есть несколько смотровых площадок, но ими мало кто пользуется. Не думаю, что проблема упирается лишь в вопросы безопасности. Никто не спорит – значимость объекта такова, что безопасность должна быть на первом месте. Сейчас станция находится под надежной защитой и охраной. Каждый, кому вздумается, сюда просто так не попадет. А если и попадет, то тут его встретят – и вооруженные люди, и видеотехника, и даже десяток специально обученных собак. Это показали и недавние учения, которые ПАО «РусГидро» провело на базе Чиркейской ГЭС. Для начальников служб безопасности всех электростанций страны здесь провели семинар, они поделились опытом своей работы, ознакомились с передовыми технологиями и новшествами, применяемыми при охране подобных объектов.
В беседе с представителями центрального аппарата «РусГидро», с ответственными за безопасность станций людьми я спрашивал: объект ведь интересный, что мешает привлечению сюда туристов? Неужели от них исходит главная террористическая угроза? И получил обнадеживающий ответ: в центральном офисе «РусГидро» рассматривается вопрос, чтобы к двум уникальным гидроэлектростанциям страны – Саяно-Шушенской и Чиркейской – открыть доступ для туристов. Хочется верить, что вопрос не затянется на неопределенное время и в этом глубоком ущелье часто будут раздаваться восхищенные возгласы туристов.
Другой объект, который мог бы заинтересовать потенциальных туристов, – самый длинный на территории России Гимринский автодорожный тоннель. Его протяженность превышает 4300 метров. Изначально он строился для подвоза грузов, используемых при возведении Ирганайского гидроузла. Сбойка северного и южного забоев была завершена в 1991 году, и с этого момента тоннель эксплуатировался неэффективно. Многие, кому раньше приходилось проезжать через этот тоннель, помнят жутковатую картину: своды не укреплены, слабый свет, по стенам и с потолка сочится вода. Такое ощущение, что ты находишься в глубоком подземелье. Отчасти это верно – в некоторых местах глубина тоннеля от поверхности земли доходит до 900 метров. А люди в таких условиях по 10-11 часов работали, психика не у всякого выдерживала, фобии возникали.
Поскольку этот тоннель намного сокращал путь из многих горных районов до столицы республики, в начале 2000-х решили его реконструировать. Самой главной проблемой стала, конечно же, вода. Оказалось, что не только в Дагестане, но и в стране нет компании, которая могла бы справиться с ней. Пришлось приглашать специалистов из Италии. Сдача в эксплуатацию была запланирована на 2010 год, позже сроки дважды переносились. В итоге тоннель был торжественно открыт в октябре 2012 года.
Чем он, кроме своей протяженности, интересен? Тем, что параллельно тоннелю устроена сервисная дренажно-вентиляционная штольня. По сути, это дублирующий тоннель, только размерами поменьше. От взгляда людей, проезжающих по нему, много чего скрыто. Среди всех сооружений подобного типа на территории России Гимринский автодорожный тоннель – один из самых современных. Он оснащен собственной сейсмической лабораторией. Внутри сухо, светло, как днем, работают системы автоматической охранной и пожарной сигнализации, телефонная связь, ведется видеонаблюдение, есть центральное диспетчерское управление и система громкоговорящего оповещения.
По сути, сейчас много туристов посещают Сулакский каньон. Нетрудно представить себе, насколько их впечатления усилятся, если они побывают на Чиркейской ГЭС и проедут через Гимринский тоннель. А ведь эти расположенные практически рядом три объекта могли бы войти в единый маршрут. Пора бы нам уже научиться подавать туристам не только наши гостеприимство и природные красоты, но и творения рук человеческих.