Купить PDF-версию
15:33 | 29 ноября, Ср
Махачкала
Weather Icon
Weather Icon
X
10:14  10.12.15

Против фальсификации истории

Ведущие дагестанские ученые-историки, учителя школ, преподаватели вузов предлагают кардинально изменить взгляд на систему преподавания истории в школе, что они считают главной проблемой нынешнего исторического образования. Они также отмечают низкое качество школьных учебников по истории Дагестана. Об этом речь шла на Всероссийской научной конференции «Преподавание истории в высшей и средней школе: достижения, проблемы, задачи», которая состоялась на базе Даггоспедуниверситета.

О качестве преподавания истории Дагестана в школах и вузах и мерах по его улучшению говорил заведующий кафедрой истории Дагестана ДГПУ, профессор Магомед Гасанов: «За последние 20 лет выпущен всего один учебник по истории Дагестана, и тот для шестых классов», – отметил он. При этом подчеркнул, что многие имеющиеся пособия не соответствуют современным требованиям. По мнению профессора, к составлению учебников следует привлекать учителей с многолетним опытом преподавания истории Дагестана. А между тем переиздаются учебники, написанные десятилетия назад, или их переписывают те, кто не имеет никакого отношения ни к истории, ни к какой-либо другой науке.

Преподаватели вузов с горечью отмечали слабые знания первокурсников по данной дисциплине. Причина, по их мнению, – в тестовой форме сдачи ЕГЭ, что в гуманитарных предметах недопустимо. Подробно на связи истории с другими науками, в первую очередь с литературой, остановилась профессор Даггосуниверситета Валентина Егорова: «Советские и современные методисты не отрицают, что художественная литература является одним из основных источников создания исторических представлений о прошлом. Однако актуальность поднятой проблемы ныне приобретает особую значимость, так как в имеющейся литературе она не нашла должного отражения. Добиться желаемого результата преподаватель сможет, применив на уроках знания из художественной литературы и хорошо владея словом, чтобы в полной мере раскрыть учащимся ее познавательный, воспитательный и развивающий потенциал».

Отмечалось, что проблема фальсификации истории существует столько же, сколько и сама история. Одно и то же общество в разные времена по-разному оценивает свое прошлое. Так, первый замминистра по национальной политике РД Зикрула Ильясов в своем выступлении отметил:

— Всегда находятся те, кто не дает манипулировать фактами. Например, профессор М.А. Абдуллаев выступил против трактовки отсутствия письменности у наших народов до 1917 года. Однако наши же ученые до него утверждали, что на тот период в Дагестане не было никакой письменности. По этому поводу Р. Абдулатипов в книге «Мой дагестанский народ» высказался так: «К сожалению, история Дагестана интерпретируется так, что даже крупные государственные образования, которые формировались в Дагестане с древнейших времен, как будто бы никакого отношения к политическому устройству, к государственности, культуре и экономике Дагестана не имеют. Общим местом – в полном соответствии с царско-колониальными подходами – стало подчеркивание «дикости» горцев Кавказа, Дагестана, «примитивности» их социально-политической организации, а значит, и отсутствия у них культуры государственности», – привел цитату З. Ильясов. По его мнению, изложение истории Дагестана в каком бы то ни было виде связано с геополитическим положением республики – Дагестан на исторической арене всегда приковывал внимание соседних государств.

По итогам конференции были выработаны рекомендации, в их числе о создании комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории, и обращение в Министерство образования и науки РД о создании научно-методической комиссии для подготовки и издания учебной, учебно-методической базы по истории Дагестана.

Новости от партнеров

Статьи из «Общество»

Мы работаем для вас

4
Наши основные и тематические телеграм-каналы продолжают держать подписчиков в курсе самых...

Новое место для досуга и отдыха

6
Махачкала преображается. Да, проблемы в...

Мама, я тебя люблю

238
Писать про близких всегда тяжело, про кого-то из родителей – тем более. Я всё же постараюсь,...

Как я спасла ребёнка

37
Случилось это в 1988 году, когда в Махачкале произошёл оползень. Кто не знает: столица...

Талантливый учёный и поэт

9
Одинаково трудно писать о людях, которые хорошо известны, и о тех деятелях, о которых есть...

Чем мы дышим?

4
Здоровье человека в немалой степени зависит от того, какую воду он пьёт, чем и как питается, а также каким воздухом дышит. О качестве воды и продуктов питания СМИ...

От конфликтности к стабильности

7
Межнациональные и конфессиональные отношения в их...

Мама. Как много в этом слове

21
Как нелегко в День матери найти слова, выражающие все искренние чувства к родному и близкому по духу и крови человеку, давшему тебе жизнь, ставшему опорой,...

Пламенный революционер Батырмурзаев

17
Нухай Батырмурзаев был писателем. В целях приобщения...

Некачественный контрафакт

11
В России стало больше поддельного моторного масла. Под видом параллельного импорта водителям стали предлагать некачественный контрафакт. Эксперты выяснили,...

Щедрость материнского сердца

10
Эту статью посвящаю моей покойной матери (на снимке),...

Свет «очей» автомобиля

9
Многие не знают или не помнят, что написано в ПДД по поводу осветительных приборов и когда...