Путь освещает «Альтаир»

– Ты что, Закарьяев, кашу сегодня не поел? Тройка, и та с длинным минусом! – обращается учитель русского языка Камила Джафарова к семикласснику.
Между прочим, Закарьяев никакой не троечник, он даже в олимпиадах участвовал, а сегодня – участник смены образовательного центра одаренных детей «Альтаир». Смена проходит в круглогодичном детском центре «Солнечный берег». В течение двух недель лучших дагестанских школьников к Всероссийским образовательным олимпиадам готовят самые сильные педагоги республики.
«Солнечный берег» – идеальное место для проведения летней смены. С утра до обеда у школьников уроки. Занятия проходят в классах, шатрах, беседках, под деревьями, без школьной формы и строгого школьного режима. Молодые и амбициозные, они всегда готовы вступить в диспут с преподавателями, искать новые решения. Сегодня «Альтаир» собрал у себя 180 школьников со всей республики, это подопечные Республиканского центра по выявлению и развитию талантов Дагестанского государственного университета народного хозяйства.
Руководитель центра Аймесей Дибирова рассказывает, что основное его направление – выявление одаренных детей, организация и проведение олимпиад, конкурсов, научных конференций, профильных смен и других интеллектуальных состязаний. Партнерами являются Московский центр педагогического мастерства, Московский центр непрерывного математического образования, Образовательный центр «Сириус», Московский институт открытого образования, Ассоциация победителей олимпиад (Москва), информационный портал olimpiada.ru, а также Дагестанская ассоциация победителей и призеров олимпиад.
Пока ребята-историки углубляются в XVIII век, во дворе объявлена химическая тревога: по команде «Газы!» учащиеся натягивают противогазы, сдают нормативы по ОБЖ. Лучший результат у Ислама Абидова. И когда он говорит, что физкультура и ОБЖ его любимые школьные предметы, нисколько не лукавит. Свободное от занятий время Ислам проводил в компании с мячом, подтягивался на перекладине или бегал. В шатре тем временем идут споры – разбирают экономику Дагестана и просчитывают риски при открытии нового бизнеса. Знания ребят оценивают по десятибалльной шкале.
Будущие писатели и сценаристы разбирали произведение и готовились писать сочинение. За смену им надо сдать тексты по классическим и современным произведениям, написать сценарий для спектакля, статью в газету, критический отклик и, конечно, проявить ораторское мастерство. В последнем задании преуспел ученик 11 класса Дибир Дибиров, за что его и выбрали президентом летней смены «Альтаира». Десять минут он стоял на главной сцене «Солнечного берега» и «толкал» предвыборные речи: «За справедливость, равенство и братство».
Преподаватели сравнивают одаренных детей с экзотическими цветами, требующими к себе особого внимания.
Это только говорят, что талант сам пробьет себе дорогу. Страшно представить, сколько потенциальных Пушкиных, Ломоносовых, Кулибиных так и остались никому неизвестными. Знаете, даже самому настоящему таланту, чтобы расцвести, нужны благоприятные условия, в первую очередь активная творческая среда и умелые, мудрые наставники. Задача учителей – помочь детям найти себя, развить свои способности. Увы, не все выдерживают испытание одаренностью. По словам тренеров, нередко мамы и папы сами портят детей. Они пытаются воплотить в них свои нереализованные амбиции. Стоит выиграть олимпиаду или конкурс, сразу утверждаются во мнении: их ребенок – настоящий гений. И эту уверенность вселяют в самих чад. А надежды могут не оправдаться…
– Ребята в «Альтаире» умные, раскованные, позитивные, современные, – учитель физики Рустам Вагабов не жалеет эпитетов, рисуя портрет продвинутых молодых. – Они требуют серьезного к себе отношения, не опеки со стороны взрослых, а равноправного партнерства с ними.
Учитель литературы Ирина Билалова признается, что работу строит на принципах взаимовыгодного сотрудничества, ведь и педагоги тоже многому учатся у ребят.
– В комплексе занятия были нацелены на формирование навыков литературоведческого анализа, углубление знаний истории русской культуры, – говорит педагог.
Хорошие книги – это «бензин» для души. Сегодня разбирают «Качели» И. Бунина. Высказать свое мнение хочет каждый. В отличие от большинства произведений цикла «Тёмные аллеи» оно не трагично, а, напротив, насыщено некой радостью. Но при этом в нем присутствуют и драма, и счастье.
– Писатель повествует только об одном летнем вечере, вместившем в себя счастливую юность героев, их восторг и единение. А сами качели в произведении – это некая аллегория в отношениях влюблённых. Качели – это и взлеты, и падения, – говорит Мадина Омарова, победительница городского этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Амина Дибирова делает успехи не только в литературе. Она – победительница Международного конкурса многожанрового искусства «Мой шаг к успеху», который проходил в Москве, стала лучшей в номинации «Эстрадный вокал».
Основное место в программе «Альтаира» занимает, конечно, подготовка к олимпиадам. Но параллельно проходят и спортивные мероприятия, и показ мод, и музыкальное шоу. Вечерами здесь царит особая атмосфера: танцы, песни, конкурсы. За эти несколько недель наставники стали для своих учеников лучшими друзьями.
Статьи из «Общество»
Красные розы

Автоновости

Воин, журналист, педагог

Первый и в бою, и в труде

Мам и пап нужно воспитывать

Волновые эффекты
