Путь освещает «Альтаир»

– Ты что, Закарьяев, кашу сегодня не поел? Тройка, и та с длинным минусом! – обращается учитель русского языка Камила Джафарова к семикласснику.
Между прочим, Закарьяев никакой не троечник, он даже в олимпиадах участвовал, а сегодня – участник смены образовательного центра одаренных детей «Альтаир». Смена проходит в круглогодичном детском центре «Солнечный берег». В течение двух недель лучших дагестанских школьников к Всероссийским образовательным олимпиадам готовят самые сильные педагоги республики.
«Солнечный берег» – идеальное место для проведения летней смены. С утра до обеда у школьников уроки. Занятия проходят в классах, шатрах, беседках, под деревьями, без школьной формы и строгого школьного режима. Молодые и амбициозные, они всегда готовы вступить в диспут с преподавателями, искать новые решения. Сегодня «Альтаир» собрал у себя 180 школьников со всей республики, это подопечные Республиканского центра по выявлению и развитию талантов Дагестанского государственного университета народного хозяйства.
Руководитель центра Аймесей Дибирова рассказывает, что основное его направление – выявление одаренных детей, организация и проведение олимпиад, конкурсов, научных конференций, профильных смен и других интеллектуальных состязаний. Партнерами являются Московский центр педагогического мастерства, Московский центр непрерывного математического образования, Образовательный центр «Сириус», Московский институт открытого образования, Ассоциация победителей олимпиад (Москва), информационный портал olimpiada.ru, а также Дагестанская ассоциация победителей и призеров олимпиад.
Пока ребята-историки углубляются в XVIII век, во дворе объявлена химическая тревога: по команде «Газы!» учащиеся натягивают противогазы, сдают нормативы по ОБЖ. Лучший результат у Ислама Абидова. И когда он говорит, что физкультура и ОБЖ его любимые школьные предметы, нисколько не лукавит. Свободное от занятий время Ислам проводил в компании с мячом, подтягивался на перекладине или бегал. В шатре тем временем идут споры – разбирают экономику Дагестана и просчитывают риски при открытии нового бизнеса. Знания ребят оценивают по десятибалльной шкале.
Будущие писатели и сценаристы разбирали произведение и готовились писать сочинение. За смену им надо сдать тексты по классическим и современным произведениям, написать сценарий для спектакля, статью в газету, критический отклик и, конечно, проявить ораторское мастерство. В последнем задании преуспел ученик 11 класса Дибир Дибиров, за что его и выбрали президентом летней смены «Альтаира». Десять минут он стоял на главной сцене «Солнечного берега» и «толкал» предвыборные речи: «За справедливость, равенство и братство».
Преподаватели сравнивают одаренных детей с экзотическими цветами, требующими к себе особого внимания.
Это только говорят, что талант сам пробьет себе дорогу. Страшно представить, сколько потенциальных Пушкиных, Ломоносовых, Кулибиных так и остались никому неизвестными. Знаете, даже самому настоящему таланту, чтобы расцвести, нужны благоприятные условия, в первую очередь активная творческая среда и умелые, мудрые наставники. Задача учителей – помочь детям найти себя, развить свои способности. Увы, не все выдерживают испытание одаренностью. По словам тренеров, нередко мамы и папы сами портят детей. Они пытаются воплотить в них свои нереализованные амбиции. Стоит выиграть олимпиаду или конкурс, сразу утверждаются во мнении: их ребенок – настоящий гений. И эту уверенность вселяют в самих чад. А надежды могут не оправдаться…
– Ребята в «Альтаире» умные, раскованные, позитивные, современные, – учитель физики Рустам Вагабов не жалеет эпитетов, рисуя портрет продвинутых молодых. – Они требуют серьезного к себе отношения, не опеки со стороны взрослых, а равноправного партнерства с ними.
Учитель литературы Ирина Билалова признается, что работу строит на принципах взаимовыгодного сотрудничества, ведь и педагоги тоже многому учатся у ребят.
– В комплексе занятия были нацелены на формирование навыков литературоведческого анализа, углубление знаний истории русской культуры, – говорит педагог.
Хорошие книги – это «бензин» для души. Сегодня разбирают «Качели» И. Бунина. Высказать свое мнение хочет каждый. В отличие от большинства произведений цикла «Тёмные аллеи» оно не трагично, а, напротив, насыщено некой радостью. Но при этом в нем присутствуют и драма, и счастье.
– Писатель повествует только об одном летнем вечере, вместившем в себя счастливую юность героев, их восторг и единение. А сами качели в произведении – это некая аллегория в отношениях влюблённых. Качели – это и взлеты, и падения, – говорит Мадина Омарова, победительница городского этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Амина Дибирова делает успехи не только в литературе. Она – победительница Международного конкурса многожанрового искусства «Мой шаг к успеху», который проходил в Москве, стала лучшей в номинации «Эстрадный вокал».
Основное место в программе «Альтаира» занимает, конечно, подготовка к олимпиадам. Но параллельно проходят и спортивные мероприятия, и показ мод, и музыкальное шоу. Вечерами здесь царит особая атмосфера: танцы, песни, конкурсы. За эти несколько недель наставники стали для своих учеников лучшими друзьями.
Статьи из «Общество»
Правда, которую не стереть

Особая профессия

Проводник добра

Майский старт

Равняйсь! Стройся!

Дань прошлому

Если ваши права нарушены…
