Один из крупнейших в республике исследователей кумыкского языка, он уже во время своей стажировки на Восточном факультете в Ленинградском государственном университете (по окончании филфака ДГУ) заинтересовался сравнительной грамматикой тюркских языков. Поступил в аспирантуру при кафедре тюркской филологии Восточного факультета и в 1981 году досрочно защитил кандидатскую диссертацию, в которой исследовал систему времен кумыкского индикатива. И вот уже более 40 лет работает в родном университете: начинал преподавателем, затем доцентом.

После блестящей защиты докторской диссертации в Институте языкознания Российской академии наук в 1998 году, когда его работа была признана Высшей аттестационной комиссией РФ лучшей диссертацией года, стал профессором. Последние 13 лет заведует кафедрой теоретической и прикладной лингвистики на филологическом факультете. Занимал административную позицию – сначала 10 лет заместитель декана факультета дагестанкой филологии, а потом и декан. Сыграл свою роль опыт работы в Алжире, где Нурмагомед Эльдерханович два года преподавал в Институте иностранных языков русский язык, был членом комиссии по защите докторских диссертаций по русской филологии. Но не только. Он стал для алжирских студентов проводником в мир культуры, традиций, истории Дагестана, знакомя молодых людей из далекой страны со своей родиной. По его инициативе на факультете дагестанской филологии было открыто дагестано-арабское отделение.
Способности организатора и руководителя Гаджиахмедова сделали факультет одним из лидеров в рейтинге гуманитарных факультетов университета, а кафедра теоретической и прикладной лингвистики, возглавляемая им, в 2022 и 2023 годах стала лучшей по науке среди кафедр гуманитарного профиля.

Сфера научных интересов учёного широка. Если коротко и просто, то Гаджиахмедов сравнивает грамматическую систему кумыкского языка с другими тюркскими языками. Еще одно направление – сопоставительное изучение русского и дагестанских языков.
Увлекается и фольклором: он неутомимый собиратель пословиц и поговорок. Подготовил и издал два словаря пословиц и поговорок, а также словарь фразеологизмов кумыкского языка. В сотрудничестве с коллегами из Института языка, литературы и искусства ДФИЦ РАН опубликовал целый ряд словарей и монографий, среди которых и «Кумыкско-русский словарь личных имен». Вообще проблема кумыкской антропонимики занимает важное место в поле научной деятельности филолога. Происхождение и значение собственных имен кумыков могут многое сказать о специфике их национального мировидения.
Нурмагомед Эльдерханович – автор ряда учебных пособий, как вузовских, так и школьных. Он внес свой немалый вклад в развитие и совершенствование обучения родным языкам в школах, хорошо знаком с проблемами школьного образования. Убежден, что необходимо повысить статус уроков родного языка, сделать их обязательными. Факультатив не дает результата – дети теряют родной язык. Усугубляет проблему отсутствие в школьных библиотеках достаточного количества учебников и словарей, методических пособий для учителей, специальных учебников для городских школ.
«Культура народа развивается тогда, когда орудием этой культуры является национальный язык. Его необходимо беречь как величайшую ценность каждого народа», – считает учёный-лингвист.
Он за создание национальных корпусов дагестанских языков, общедоступных интернет-библиотек, электронной информационной базы фольклорного и литературного наследия народов республики. Интернет должен стать помощником и инструментом в деле сохранения и развития национальных языков. И — самое главное – нужно подпитывать интерес к их изучению у детей с самых ранних лет. Только так можно расширить аудиторию владеющих родным языком. Новые программы, учебная литература нового поколения, новые технологии обучения – всё это должно стать толчком к модернизации учебного процесса по этому направлению в школах.
Гаджиахмедов всегда в центре трендов в профессии: участвует в международных и федеральных целевых программах Министерства образования и науки, различных международных научных конференциях, руководит грантовыми проектами, на своих занятиях применяет инновационные образовательные технологии. Но хороший учёный всегда заботится и о научной смене. Нурмагомед Эльдерханович руководит научными исследованиями аспирантов и магистров. Результаты на сегодняшний день у него таковы – 5 докторских и более 60 кандидатских диссертаций. Фактически он создал в Дагестане собственную научную школу по изучению тюркских языков и сопоставительному исследованию кумыкского и русского языков. Можно с уверенностью сказать, что авторитет учёного, педагога, высокий профессионализм помогли ему сформировать уже, пожалуй, плеяду своих научных, а во многом и мировоззренческих единомышленников.
Находит время и для общественной работы. Он состоит в Российском комитете тюркологов при историко-филологическом отделении РАН, член редколлегии нескольких научных журналов, участвует в заседаниях экспертного совета при Минобрнауки РД. Насыщенная профессиональная жизнь, безусловно, требует подпитки. Работа в саду, природа дают новые силы и повышают эффективность труда.
Марина Гасанова, коллега Гаджиахмедова, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики так говорит о своем наставнике:
«Мы признательны Нурмагомеду Эльдерхановичу за то, что он создал в нашем коллективе по-настоящему творческую атмосферу, поощряя инициативу, но и не уходя от требовательности в работе. Мы всегда можем рассчитывать на его помощь, если возникают какие-то проблемы в научном или учебном процессе. Работа кафедры построена на принципах взаимного уважения, доброжелательности, поддержки. И всё это заслуга заведующего. Ведь именно руководитель задает тон».
В день 70-летия Н. Гаджиахмедова коллеги, друзья, ученики желают ему дальнейших творческих успехов в научной и педагогической деятельности, крепкого здоровья.
Вот что о своих устремлениях говорит сам юбиляр:
«Мне кажется, у каждого человека есть свое предназначение, потому что мы все разные. Каждый должен стремиться достичь успеха в своей области. Учёный – это особое призвание. Он отличается преданностью науке, которой занимается. А если он еще преподаватель, то должен иметь хороших учеников и последователей».
И эту свою миссию наш герой выполняет на «отлично».
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




152