Пути развития Дагестана неисповедимы
В 2006 году впервые после перестроечной чехарды заговорили о необходимости программы социально-экономического развития Дагестана на перспективу. Правительству республики поручили разработать Стратегию развития РД на период до 2020 года. В 2008 году руководитель РД Муху Алиев заявил, что «стратегия должна стать идеей, объединяющей подавляющее большинство нашего общества во имя завтрашнего дня республики». Документ разработали, но принять не успели.
Очередной руководитель Дагестана Магомедсалам Магомедов в июле 2010 года заявил: «Подготовленный проект стратегии-2020 является концептуальным документом, скорее осмыслением проблем республики, но никак не стратегией, дающей представление о том, что делать. Между тем стратегия для нас – программа действий, комплекс проектов и дорожных карт, позволяющих обеспечить качественный рывок в развитии». Была дана команда переработать стратегию развития, отодвинув временные рамки до 2025 года. И Стратегия развития на 2020–2025 годы после переработки была принята.
Однако Рамазан Абдулатипов, став во главе республики, дал негативную оценку документу. Взамен него были предложены 10 приоритетных проектов развития республики. Работа вроде закипела, однако в 2015 году Правительством России в рамках государственной программы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» была принята отдельная подпрограмма «Социально-экономическое развитие РД на 2016–2025 годы». Осенью 2015 года приоритетные проекты были скорректированы, поскольку они стали противоречить прогнозным показателям других программных документов.
В октябре 2017 года Владимир Васильев, став руководителем республики, заявил, что «к вам пришла Россия» и «Дагестан необходимо вернуть в правовое поле России». В республике все реже стали вспоминать и приоритетные проекты, и подпрограмму развития Дагестана. Постепенно в разных публичных выступлениях руководителя республики стали вырисовываться основные направления и принципы его политики и деятельности. Но цельный план так и не был представлен. Что касается социально-экономического развития республики, то Владимир Васильев начал с просьб к Президенту, Председателю Правительства и депутатам Госдумы об оказании помощи республике, которые были удовлетворены в виде выделения региональному бюджету на 2017 год 4 млрд рублей и ещё около 8 млрд на 2018 год. Врио Главы РД счёл достаточным обсуждение и принятие решений по конкретным практическим темам, включая реализацию и корректировку различных федеральных и республиканских государственных программ развития СКФО до 2025 года, которые содержат среднесрочные цели и план мероприятий, привязанный к бюджетным назначениям.
Владимир Путин 13 марта 2018 года на совещании в Махачкале по вопросам социально-экономического развития Дагестана тоже ограничился указаниями общих направлений деятельности властей, поручив максимально задействовать конкурентные преимущества региона.
Ректор Даггосуниверситета, депутат Народного Собрания РД Муртазали Рабаданов в мае 2018 года говорил о готовности ученых ДГУ разработать реальную стратегию социально-экономического развития РД до 2035 года.
Врио Главы Дагестана Сергей Меликов на встрече с Председателем Правительства России Михаилом Мишустиным анонсировал основные направления развития республики в проекте Стратегии социально-экономического развития субъекта на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. В правительственных структурах заявляют, что вскоре документ будет предъявлен на суд общественности.
Всё это говорит о том, что есть системная и видимая в информационной среде активность руководства страны и республики. В федеральном Правительстве было создано Министерство развитии Северного Кавказа, а в республике – Корпорация развития, которые тоже разрабатывали объемную концепцию и стратегию, потратили немало времени и финансовых средств, а результат?
Из недавней нашей истории помним, что разрабатывались пятилетние планы развития народного хозяйства. Они выполнялись и даже перевыполнялись – мы все помним лозунг «План пятилетки – за четыре года!». Такой документ (прогноз развития на ближайшие годы) должен быть, как бы он ни назывался. Понимая важность основополагающего документа в экономическом развитии Дагестана, хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты.
В республике работают 25 федеральных и около 70 республиканских госпрограмм, и задача сводится лишь к тому, чтобы организовать их эффективную реализацию. Руководству Дагестана, помимо программ по отдельным направлениям, стоит подумать о корректировке вышеназванных Стратегии-2025 и подпрограммы развития РД до 2030 года.
Считаю необходимым привлечь авторитетных инициативных граждан из районов и городов республики для проведения инвентаризации во всех организациях и ведомствах для определения реального состояния как подосновы будущего документа. На наш взгляд, необходимо учесть состояние всех отраслей, в том числе стройиндустрии, которая уничтожена за последние 30 лет. Сегодня мы не производим качественный кубовидный щебень и качественный строительный песок, а от этого зависят качество производимой продукции, строительных конструкций, долговечность автомобильных дорог.
Необходимо четко проработать программу развития гидроэнергетики, добычи нефти и газа с переработкой, создания оросительных систем, понять необходимость возрождения агропромышленного комплекса хотя бы до уровня 1980 года, распределить конкретные полномочия между Минсельхозом России и АПК Дагестана для достижения установленных целей. Понимаю, что все это закладывалось и в прежние стратегии развития, поэтому нужно выявить причины невыполнения предыдущих программ и учесть их в процессе разработки новой.
Республика на протяжении последних трех десятилетий зовет к себе инвесторов, но они воротят нос. Правда, есть единичные случаи, но они погоду не делают. Считаю, что реальные стратегические инвесторы – это люди, это средства населения, которые находятся в Сбербанке и других банках России, которые не работают в интересах развития нашей республики. Почему нельзя привлечь их в развитие республики? Ведь всеобщая польза от этого очевидна.