Пятёрка – «Тройке»
Отечественный автопром в начале 1970-х годов был полностью преобразован. Новый Волжский автозавод в Тольятти начал выпуск лицензионного автомобиля ВАЗ-2101, основой которого был итальянский Фиат-124, правда, серьёзно модернизированный отечественными инженерами. FIAT 124 имел титул «Лучший автомобиль Европы 1967 года». К 1970 г. это был очень добротный даже по европейским меркам классический седан. Советские автолюбители были в восторге.
После выхода завода Тольятти на запланированную мощность в 660 тысяч машин в год дефицит на легковушки в стране все равно оставался. Если в середине 1960-х на 1000 жителей СССР приходилось порядка шести личных автомобилей, то накануне распада Советского Союза это число выросло в 10 раз.
В 1972 году в продаже появился ВАЗ-2103 – люксовая модификация «Копейки». Новая модель показалась идеалом красоты и стиля и недаром стоила в полтора раза дороже. Внешне «Тройка» была куда красивее «Копейки» – новые сдвоенные фары, обилие хрома, в салоне новая приборная панель, стильные круглые приборы, тахометр, часы, обивка сидений из кожзама, подлокотник для задних пассажиров. Изначально стильная хромированная радиаторная решётка ВАЗ-2103 состояла из двух частей, но советские инженеры настояли на том, чтобы решётка была цельная, хотя это и задержало начало серийного выпуска ВАЗ-2103. Его сдвоенные фары до 1976 года сначала были немецкого производства – оптические части покупали в ГДР, а потом их стали изготавливать в Чехословакии. Наши заводы не могли выдержать геометрические параметры отражателя и рассеивателя, поэтому делали только корпуса к фарам.
ВАЗ-2103 отличался высоким качеством сборки, качеством агрегатов и деталей. Недостатков почти не было. Многие владельцы отмечали, что поломки, если они и случались, то заранее предупреждали о себе, и автомобиль всегда сам доезжал до места ремонта. Что касается самого ремонта, то его часто можно было сделать в собственном гараже своими силами. В 1974 году ВАЗ-2103 получил высшую советскую награду – Знак Качества СССР. Продуманная конструкция, удобство и низкая стоимость эксплуатации сыграли свою роль.
Видя успех тольяттинцев, завод «Москвич» решил забросить разработку самостоятельных моделей и переориентировался на западные разработки. Именно так, путем копирования и заимствования моделей Audi и Simca и получился АЗЛК-2141 – печально знаменитая своим отвратительным качеством изготовления последняя модель московского предприятия. В Тольятти же, напротив, начав с чисто лицензионных моделей, смогли впоследствии запустить и успешную линейку переднеприводных машин собственной разработки.