Работа на изломе эпох
Я пришел в Правительство Дагестана, возглавляемое Абдуразаком Мирзабековым (на снимке), по его приглашению в мае 1991 г. его первым заместителем и работал бок о бок с ним до его ухода с поста Председателя Правительства в августе 1997 г.
По опыту совместной работы могу сказать, что это был блестящий организатор, талантливый руководитель, опытный управленец, интеллигент высокого уровня.
Мирзабекову и его Правительству пришлось работать в тяжелейших условиях переходного периода, в условиях ломки старого и формирования нового мироустройства. Небывалый размах преступности, пустая казна, не позволявшая обеспечить продуктами питания даже детские дома, пугающая пустота и неопределенность будущего, вызванная развалом страны, и, наконец, девальвация морали, традиций и установок предков – вот основной, далеко не полный перечень проблем, характеризирующих период деятельности Правительства РД во главе с его Председателем А.М. Мирзабековым. Можно без преувеличения сказать, что это Правительство было Правительством чрезвычайного периода.
На фоне всего происходящего Абдуразак Марданович счел необходимым открыто и честно сказать народу о происходящих процессах и ожидаемых последствиях. На сессии Верховного Совета ДАССР в своем выступлении он отметил: «Мне кажется, что не все понимают, что происходит. В политической и экономической жизни общества начался переход в качественно другое состояние: это смена общественно-политического строя, переход к капиталистическим производственным отношениям; неизбежное расслоение людей по уровню доходов, а значит, по уровню обеспеченности, уровню жизни; переход к обществу, официально разделенному на очень богатых и очень бедных. То есть возникает все то, что сопутствует переходу к рыночным отношениям».
Таким образом, в самом начале революционных преобразований Мирзабеков дал характеристику происходящему, указал путь развития общества. Время показало, что он был прав. Примеров зрелости и конструктивности принимаемых им решений можно привести много.
На федеральном уровне один за другим принимались документы об ускорении ликвидации колхозов и совхозов, раздаче земель, техники, поголовья скота в частные руки, создании новых форм хозяйствования — фермерских и крестьянских хозяйств, кооперативов, ассоциаций и т.д. Проанализировав и всесторонне взвесив возможные последствия таких скорых преобразований, Председатель Правительства сказал, что, вопреки требованиям федеральных органов, не будем форсировать процесс развала колхозов и совхозов. Это позволило на определенное время сохранить крупных производителей сельскохозяйственной продукции, племенные и семеноводческие хозяйства, сконцентрировать имеющиеся финансовые ресурсы, направив их на успешные хозяйства. Наглядный пример правильности принятого решения – это то, что за 1991-1995 гг. производство сельхозпродукции в республике сократилось лишь на 16%, что являлось одним из наименьших показателей в стране.
Соратники А. Мирзабекова и даже оппоненты отмечали его необыкновенную эрудицию практически во всех областях знаний, включая и вопросы, не имеющие прямого отношения ни к его профильному образованию, ни к профессии. И зная это, мало кто осмеливался прийти к нему на встречу или на заседание Правительства, не подготовившись должным образом. Обладая высоким уровнем образования (два высших, кандидат экономических наук), а также большим опытом практической работы производственника и управленца, он умел из вороха проблем выбирать наиболее актуальные и перспективные, осуществление которых дало бы реальное улучшение дел в экономике республики и в повышении жизненного уровня дагестанцев.
Несмотря на тяжелейшее финансовое положение и полное отсутствие инвестиций со стороны, в те годы были построены несколько промышленных предприятий: республиканская научная библиотека, центр микрохирургии глаза, госпиталь ветеранов войны, железная дорога Кизляр – Карланюрт, начата реконструкция Махачкалинского морского порта, строительство дорог Губден — Леваши, Гимры — Чирката, Чалда — Карадах и многих других объектов социально-производственного назначения, велось строительство крупнейшего в России объекта энергетики — Ирганайской ГЭС.
В июне 1991 года в Махачкале более месяца продолжалась организованная радикально настроенными представителями духовенства демонстрация с требованием отправки их в хадж за счет средств республиканского бюджета. Правительство республики категорически отказалось удовлетворить это требование, справедливо полагая, что это противоречит канонам ислама, да и средств в бюджете не было. Демонстрация носила агрессивный характер, ситуация с каждым днем обострялась, дело изначально, по-видимому, шло к захвату здания Правительства и власти в республике. В один из таких дней к А.М. Мирзабекову зашел один из сотрудников и сказал следующее: «Абдуразак Марданович, вот-вот митингующие пойдут на штурм здания, вам надо уйти отсюда через запасной выход». Мирзабеков изменился в лице, стукнул кулаком по столу, встал и сказал: «Я сижу в этом кресле не для того, чтобы защищать себя и свою жизнь, а для того, чтобы защитить Дагестан и дагестанцев. Никуда я уходить не собираюсь, если хочешь — сам уходи». Штурм здания состоялся на следующий день и закончился безрезультатно для митингующих.
Абдуразак Марданович обладал исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Не помню случая, чтобы он когда-либо опоздал на работу или ушёл с работы раньше 10-11 часов вечера, включая и выходные дни. Как правило, единственным днем отдыха было воскресенье, если не намечались поездки по республике, а ездил он много, посещая предприятия, трудовые коллективы, школы, больницы, районы, населенные пункты, включая и такие отдаленные, как Хушет Цумадинского района, Куруш Докузпаринского района и др. Он изучал на месте проблемные вопросы и оперативно их решал по мере сил или ресурсов, которыми располагало в это время Правительство.
В один из таких дней, посетив воинское подразделение, расквартированное у озера Кезенойам в Ботлихском районе, мы были ошеломлены бедственным положением солдат, их экипировкой, условиями их проживания, питания. Мирзабеков тут же пригласил главу района и дал ему указание организовать из местных ресурсов питание, а на второй день отправил в район все, что было необходимо.
Таких примеров, когда сам Председатель и члены Правительства и другие ответственные чиновники осуществляли, как говорится, ручное управление, было немало. При Мирзабекове Правительство было сплоченной и профессиональной командой, где царил дух коллективизма и деловитости, взаимного уважения, где каждый в отдельности и все вместе трудились ради и во имя Дагестана.
Об Абдуразаке Мирзабекове можно говорить очень много, но главная заслуга его, на мой взгляд, в том, что он вместе с тогдашним руководством Госсовета и парламента не допустил сползания республики в пучину хаоса, развала экономики и институтов власти, межнациональной розни и сохранил Дагестан в составе Российской Федерации. Он оставил глубокий след в памяти всех тех, кто с ним общался и работал. И в памяти народной.