«Рад встрече с Дагестаном»
Один из известных советских хореографов, народный артист СССР и России, лауреат 13 международных премий, из которых две - Парижской академии танца, Олег Виноградов – воспитанник ленинградской школы балета. Он работал в Большом театре СССР. В дальнейшем судьба его связана с родным Ленинградом, где он был главным балетмейстером Малого театра оперы и балета, а с 1977 года возглавляет балетную труппу Театра оперы и балета имени С.М. Кирова.
В 1986 году им был поставлен первый дагестанский балет «Горянка» Мурада Кажлаева по поэме Расула Гамзатова. Постановка имела широкий отклик в прессе и явилась значимым явлением в советском искусстве хореографии.
Олег Виноградов поставил более десяти балетов, которые идут не только на сцене Санкт-Петербурга, но и на сценах многих театров Советского Союза и зарубежных стран. В его послужном списке десятки постановок. Наряду с чисто классическими балетами в активе Виноградова есть и экспериментальные, раздвигающие границы современной хореографии. С равной увлечённостью сочиняет он балеты трагические и сатирические. Раскрывая в спектакле моральные проблемы на материале сегодняшнего дня, он создал «Горянку», найдя интересный метод театрализации богатого танцевального фольклора Дагестана. Большинство сюжетов в балетах Олега Виноградова не имеют аналогов в хореографии, даже в традиционных темах хореограф умеет найти свою точку зрения.
Нынешняя премьера балета «Асият» в Дагестане — новое отношение к этому сочинению, как он сам говорит: «Исходя из новых веяний современности и драматургии…».
— Прошло уже 52 года первой премьеры «Горянки». Успех сопутствовал спектаклю на гастролях в Дагестане и в Москве, он был отмечен Государственной премией РСФСР. Балет полюбился публике, немалое внимание уделила ему пресса. Но когда в последние годы во всём мире с новой силой и остротой звучала тема Востока, я решил, что «Асият» не может быть забыта, что она должна снова возникнуть на сцене, должна звать к свободе, к свету, — объяснил балетмейстер. — И я вновь принялся за работу в Дагестане, по-новому осмысливая и воспринимая весь материал. Спектакль действительно получился новым, значительно обновилась хореографическая ткань балета. Я рад, что моё отношение к теме, моё новое видение спектакля разделили и композитор Мурад Кажлаев, чья музыка всегда покоряла меня силой и выразительностью, и художник Ибрагимхалил Супьянов своим истинным дагестанским пером. Как и прежде, в работе нас всех объединяла прекрасная поэзия Расула Гамзатова, которому мы всегда благодарны за то, что он подарил балетному театру свою великолепную поэму «Горянка».