«Рад встрече с Дагестаном»

Один из известных советских хореографов, народный артист СССР и России, лауреат 13 международных премий, из которых две - Парижской академии танца, Олег Виноградов – воспитанник ленинградской школы балета. Он работал в Большом театре СССР. В дальнейшем судьба его связана с родным Ленинградом, где он был главным балетмейстером Малого театра оперы и балета, а с 1977 года возглавляет балетную труппу Театра оперы и балета имени С.М. Кирова.
В 1986 году им был поставлен первый дагестанский балет «Горянка» Мурада Кажлаева по поэме Расула Гамзатова. Постановка имела широкий отклик в прессе и явилась значимым явлением в советском искусстве хореографии.
Олег Виноградов поставил более десяти балетов, которые идут не только на сцене Санкт-Петербурга, но и на сценах многих театров Советского Союза и зарубежных стран. В его послужном списке десятки постановок. Наряду с чисто классическими балетами в активе Виноградова есть и экспериментальные, раздвигающие границы современной хореографии. С равной увлечённостью сочиняет он балеты трагические и сатирические. Раскрывая в спектакле моральные проблемы на материале сегодняшнего дня, он создал «Горянку», найдя интересный метод театрализации богатого танцевального фольклора Дагестана. Большинство сюжетов в балетах Олега Виноградова не имеют аналогов в хореографии, даже в традиционных темах хореограф умеет найти свою точку зрения.
Нынешняя премьера балета «Асият» в Дагестане — новое отношение к этому сочинению, как он сам говорит: «Исходя из новых веяний современности и драматургии…».
— Прошло уже 52 года первой премьеры «Горянки». Успех сопутствовал спектаклю на гастролях в Дагестане и в Москве, он был отмечен Государственной премией РСФСР. Балет полюбился публике, немалое внимание уделила ему пресса. Но когда в последние годы во всём мире с новой силой и остротой звучала тема Востока, я решил, что «Асият» не может быть забыта, что она должна снова возникнуть на сцене, должна звать к свободе, к свету, — объяснил балетмейстер. — И я вновь принялся за работу в Дагестане, по-новому осмысливая и воспринимая весь материал. Спектакль действительно получился новым, значительно обновилась хореографическая ткань балета. Я рад, что моё отношение к теме, моё новое видение спектакля разделили и композитор Мурад Кажлаев, чья музыка всегда покоряла меня силой и выразительностью, и художник Ибрагимхалил Супьянов своим истинным дагестанским пером. Как и прежде, в работе нас всех объединяла прекрасная поэзия Расула Гамзатова, которому мы всегда благодарны за то, что он подарил балетному театру свою великолепную поэму «Горянка».
Статьи из «Личность»
Новаторский характер

Он сделал много доброго

Зов земли родной

Легенда вольной борьбы

Умалат – значит предводитель

Первый лётчик Страны гор

Благородное наследие
