Реальная оценка в виртуальном дневнике
Кто из нас в пору школьной молодости не прятал дневник от учителя, когда получал плохую оценку или он хотел туда записать какое-то замечание? Отныне, похоже, «забыть дома» дневник будет невозможно. Как и стереть в нем плохую отметку.
Мы живем в условиях глобальной информатизации мирового пространства. Сейчас «цифра» проникла во все сферы человеческой деятельности и является одним из главных условий достижения успеха. Касается это и школьной жизни. По мнению специалистов, введение электронных журналов и дневников – это веление времени и технического прогресса. Каждый учитель, ученик и, естественно, родитель должны иметь доступ к современным электронным средствам обучения и контроля.
Впервые в нашей стране о цифровизации образовательного процесса заговорили в конце 2010 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества. В начале 2012 г. Министерство образования и науки Российской Федерации пошагово расписало и направило в регионы методические рекомендации по внедрению систем ведения дневников и журналов успеваемости в электронном виде.
С тех пор прошло больше пяти лет. И что мы имеем на сегодня? Перешли школы на ведение дневников и журналов в электронном виде?
Патимат Магомедова, мать ученицы восьмого класса Махачкалинской школы № 56, рассказала, что контролирует учебу дочери через электронный дневник. «Можно каждый день следить за посещаемостью и успеваемостью дочери. Здесь также можно увидеть замечания, которые сделал учитель моему ребенку, посмотреть домашнее задание и многое другое», – отмечает она.
– В Махачкале для ведения электронных дневников используется система «Дневник.ру». В сети зарегистрированы школы и учителя города, а также ученики и их родители. В системе будет доступна вся информация об образовательном процессе в той или иной школе: успеваемость учеников, домашнее задание, – говорит Зулгижат Абдужелилова, начальник методического отдела управления образования г. Махачкалы, подчеркивая плюсы ведения электронного журнала и дневника.
Как одна ласточка весну не делает, так и здесь единичные примеры не служат основанием для утверждения, что в вопросе внедрения электронных дневников и журналов все в порядке. По словам методиста информационного обеспечения управления образования Махачкалы Калимат Османовой, ситуация с использованием сети даже в разных районах города разная. «В Махачкале есть и поселковые школы, и не у всех родителей есть доступ к сети Интернет. Мы регулярно проводим семинары с учителями и проводим беседы с родителями, на которых рассказываем, как пользоваться электронными дневниками и журналами, в чем их польза и преимущество. Но говорить о полном и повсеместном внедрении электронных дневников и журналов рановато», – говорит она.
Это в столице республики. Что же тогда говорить о других городах, тем более о сельских поселениях? Не все школы имеют компьютеры в достаточном количестве, чтобы каждый учитель мог заносить данные, если даже имеют – нет системных администраторов, которые могли бы соединять их всех в сеть, заниматься программным обеспечением. Эту работу добровольно или по приказу директора ведут не совсем технически грамотные специалисты. Все упирается в нехватку финансов.
Но даже не это главное. Допустим, школы будут обеспечены всем необходимым, все данные будут занесены в электронные дневники и журналы. Для кого все это, если родители не готовы пользоваться ими? А что у нас не все родители к этому готовы, никто, наверное, спорить не будет.
Да и по всей стране картина складывается не совсем радужная. В сети зарегистрировано всего 6 тысяч учителей, но и из них только 85% активно используют сервис в своей педагогической деятельности. Из 60 тысяч зарегистрированных на портале учеников активно используют систему около 56%, из 47 тысяч родителей – 48%. Такие цифры приводит РИА «Новости».
В каких-то регионах, возможно, работа по переходу на электронные дневники и журналы ведется более настойчиво и эффективно. На портале «Дневник.ру» существует рейтинг активных школ, но среди них нет ни одного образовательного учреждения из Дагестана.
Для того чтобы придать этой работе новый импульс, в начале октября Министерство образования и науки Дагестана издало приказ «Об использовании электронных журналов и дневников», утвержден План мероприятий по переходу образовательных организаций на их использование. Были разосланы письма руководителям муниципальных органов управления образованием и руководителям подведомственных общеобразовательных организаций о назначении специалистов, ответственных за реализацию. Утвержден план-график проведения обучающих семинаров и совещаний в формате видео-конференц-связи.
В ситуации, когда школы и родители не вписались в новый процесс, сохраняются и бумажные варианты дневника и журнала. То есть педагоги вынуждены делать двойную работу, заполняя и бумажную, и электронную версии дневников и журналов. Они уже сегодня обязаны фиксировать в электронных журналах все виды урочной и внеурочной деятельности, в том числе уроков, факультативов, кружков, занятий группы продленного дня. В то же время наличие наряду с электронными и «бумажных» документов только затянет переходный процесс. Его могут затянуть и сами родители (законные представители) ребенка, если они заявят о невозможности или нежелании использовать доступ к электронным формам представления информации. Тогда согласно существующему законодательству об образовании их должны информировать о результатах обучения не реже чем один раз в неделю с использованием распечатки результатов. Согласитесь, что это дополнительная и не совсем нужная бумажная волокита.