X
10:27 20.09.2017

Кредо шейха Акушинского: справедливость

130

О роли шейха Али-Хаджи Акушинского в борьбе за социальное преобразование дагестанского общества у нас знают мало. Нередко говорят, что Али-Хаджи стал выступать за социальную справедливость после встречи и общения с социалистами. Это неверно. Жена Хайбуллы Кайтбекова Таху Абдуллаева пишет, что примерно в июне 1917 года к ее мужу приехал мюрид Али-Хаджи Мамма-Хаджи из Нижнего Дженгутая и сказал, что социалисты хотят встретиться с Али-Хаджи, который должен приехать на могилу своего устаза Ильяса-Хаджи в Параул.

Эта встреча состоялась в их доме. Затем они вышли в сторону Гелли, и там с трибуны перед многочисленными мюридами и собравшимся народом выступили Коркмасов, Дахадаев и Али-Хаджи. Шейх поддержал выступления социалистов и призвал собравшихся создавать отряды для борьбы за торжество шариата и революции.

Можно с полным основанием сказать, что Али-Хаджи был последовательным сторонником социальной справедливости еще до встречи с социалистами. Для него шариат и революция были однопорядковыми понятиями. Шариат, мол, требует социальной справедливости, а революция должна ее установить. Поэтому он выступал против всех социально-политических сил, стоящих за социальную несправедливость, в том числе против белогвардейских частей, выступавших за восстановление царских порядков.

В истории было немало примеров, когда известные представители мусульманского духовенства не только выступали против строя социальной несправедливости, но и доказывали на основе ислама его несостоятельность. Теперь открыто пишут не только в мусульманском зарубежье, но и у нас, что нельзя связывать все общественные перевороты, действия властей и людей с божественным предопределением. Али-Хаджи Акушинский и большая группа богословов – его последователей, ссылаясь на Коран, утверждали, что ислам против национального и социального угнетения, за равенство всех мусульман.

Изучение социально-политических воззрений Али-Хаджи показывает, что нефанатичные религиозные деятели могут воспринять, не отступая от религии, светские демократические идеи и принципы, общаться, дружить с людьми даже противоположных идеологий. Участвуя как один из главных организаторов выступления против интервентов и внутренней контрреволюции, общаясь непосредственно с демократами, революционерами-большевиками, он сильно вырос политически, воспринял демократические идеи по многим вопросам. Да, у Али-Хаджи не было четкой социальной программы в современном смысле этого слова, но она предполагала ликвидацию феодального и социального гнета, установление справедливости и равенства, которые он усматривал в проведении уравнительной земельной реформы, равенство жизни на основе некрупной собственности без эксплуатации чужого труда в строгом соблюдении шариата.

Так, его социальная позиция в основном совпадает с исламской концепцией мусульманского социализма, которая все еще встречается в арабско-мусульманской литературе. Али-Хаджи не был фанатиком, хотя являлся последовательным сторонником ислама, умел правильно оценивать социально-политические процессы и соответственно строить тактику. Исключительно смелым шагом для религиозного авторитета в тех условиях было его соглашение с социалистами и большевиками о совместной борьбе с внутренними и внешними контрреволюционными силами. При этом он исходил из того, что социалисты, коммунисты отстаивают интересы трудовых масс и выступают против социального гнета. Он подчеркивал в своих выступлениях, что из всех социальных сил они ближе к ним, трудовым массам, что их социальные идеалы во многом соответствуют идеалам шариата.

Вместе с тем Али-Хаджи указывал на идейные противоречия между коммунистами и исламистами. Но шейх понимал, что нужно учитывать социально-политические и научные реалии при толковании проблем религии. Поэтому многие справедливо считают, что он во многом стоял на позиции реформаторов ислама.

Для характеристики мировоззрения Али-Хаджи в целом и социальных воззрений, в частности, важное значение имеет его отношение к различным классам и социальным группам. Али-Хаджи осуждал Нажмудина Гоцинского за то, что тот от в своих действиях руководствовался знатностью своего происхождения, желанием сохранить свои богатства. Столь же отрицательно относился он к деятельности бекско-офицерской знати своего времени.

Следует отметить, что вначале он не имел понятия о демократических институтах. Его идеалом было шариатское управление, но затем выступил против навязывания религиозных форм управления, в том числе эмирата, провозглашенного Узун-Хаджи в Чечне. Позднее он пытался воспринять через шариатскую призму популярные демократические понятия и лозунги. Действия деникинщины квалифицировал «как насилие над волей дагестанского народа, очевидное опровержение демократических основ». «Дагестанский народ не приглашал деникинцев и не давал повода для вторжения», – писал он.

Али-Хаджи не ставил вопрос об отделении Дагестана от России. Наоборот, представлял дело таким образом, что в процессе революции все народы совместно должны определять форму государственности в России.

Али-Хаджи был сторонником мирной жизни для крестьян. «Богатство и власть не являются мерилом правды, – говорил он. – Труд всякого должен быть обеспечен и огражден от насилия». Его отношение к проблеме войны и мира выражено в следующих словах: «Мои религиозные убеждения и убеждения моих учеников не позволяют нам поднять руку против кого бы то ни было вообще, а против мусульман в особенности. Но если враг первым нападает на нашу страну, наш долг призвать всех верующих к самозащите, к защите мирного труда, к защите чистоты ислама от насилия, к защите наших родных очагов. Я это делал, делаю и буду делать до конца моей теперь уже недолгой жизни».

В свете сказанного вполне обоснованным представляются следующие высказывания Саида Габиева об Али-Хаджи: «Миролюбивый и тихий старец… со своей теорией искания справедливости на земле, полной ненависти к войне и насилию вообще». По всеобщему признанию, Али-Хаджи с 1917 по 1920 гг. был на стороне революции. «Всячески поддерживая социалистическую группу в их борьбе с Гоцинским, Узун-Хаджи, турками, Бичераховым, Добрармией, а также с национал-демократическим Горским правительством, – писал С. Габиев, – Али-Хаджи со всеми своими единомышленниками был всегда на стороне революции».

Али-Хаджи был проницательным человеком и трезвым политиком. И все, что он говорил и делал, осмысливалось им. Шейх был простым, доступным для всех и добрым человеком. К нему шли за советом из многих округов Дагестана. Его дом был открыт в любое время дня и ночи для посетителей. Но доброта и простота не мешали ему быть принципиальным, когда это касалось важных вопросов. Будучи глубоко верующим человеком, шейх не воспринимал нечестные приемы в дипломатии и в политике. Он подчеркивал, что «от Аллаха ничего не скроешь, и быть перед людьми нечестным не могу».

По мере упрочения социализма отношение шейха к большевикам изменилось. Это и понятно. Социалистические преобразования все больше подрывали религиозные устои. Особое возмущение вызвало административное закрытие религиозных школ, шариатских судов и мечетей в 1927-1928 гг. При этом Али-Хаджи одинаково уважительно относился ко всем народам независимо от религиозной принадлежности, был терпим к иноверию и инакомыслию и отвергал политический и религиозный экстремизм.

Похожие

Здесь звучали Глинка, Даргомыжский…

73
Говорят, что мелодичная музыка из стен...

Цифры мы никогда не рисовали

208
Их деятельность не сводится к выявлению и сбору документальных архивных материалов. Это и...

Город книжников Дагестана

74
Арабский географ Закария Казвини в XIII веке в книге «Памятники стран» писал:

История цахуров

863
Цахуры – один из малочисленных народов Дагестана, живут в верховьях реки Самур, имеют...

Шах избавил от подати

37
«Многолюднейшие селения горных обществ лежат по правому берегу Самура. Главное из этих...

Страна богата долинами

40
Работая в Центральном государственном военно-историческом архиве над книгой по истории...

Интерпретация или фальсификация?

62
По меткому выражению Расула Гамзатова, если выстрелить в...

Три эпохи, три судьбы

99
Эти люди – наиб, философ, музыкант – прожили такую яркую жизнь, что даже после смерти...

Статьи из «Личность»

Памяти друга

16
Об ушедшем из жизни хорошо знакомом человеке всегда найдётся что сказать доброго. За период...

Человек, патриот, учёный

13
В читальном зале краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова в Махачкале организована выставка «Человек, патриот, ученый»,...

Загир Арухов: мост через пропасть

182
Имя Загира Арухова – одно из самых светлых и трагических...

Прославленный виноградарь

43
Истинный патриотизм людей заключается не только в боевом духе защитника родной земли, но и в...

Памятник патриоту и гражданину

97
Магомедали Магомедову – видному государственному и...

Мудрость, рожденная в горах

51
Жизнь состоит не из времени, а из моментов, врезающихся в память драматическими событиями,...

С ответственностью за каждое слово

34
Его имя и сегодня остается брендом дагестанской...

Родом из Куруша

46
Талантливые дагестанцы в самых разных регионах нашей страны добиваются признания и...

Архитектор Байконура: наследие Албури Алхазова

32
В день юбилея космодрома Байконур...

Загир Арухов как символ эпохи

73
Мучительные вопросы о будущем Дагестана не давали покоя группе реформаторов, среди которых...

Коллега и патриот. Не стало Алика Абдулгамидова

227
Тяжёлая весть о кончине известного...