РЕНОлюция

Колесо
A- A+

В журнале о науке наткнулся на заголовок, который заставил мозг потрудиться по причине сразу нескольких противоречий в одном предложении: «Тихоходки могут путешествовать автостопом на улитках, чтобы преодолевать большие расстояния».

Если вы ещё не знаете, как выглядят эти самые тихоходки, поверьте мне, лучше вам и дальше этого не знать. Самые любопытные всё равно загуглят, но я вас предупреждал. Тут дело другое. Никакой ассоциации, кроме как с российской автопромышленностью, название статьи у меня не вызвало. И вот почему.

Начнём с того, что 8 лет импортозамещения привели к тому, что главный российский автогигант в легковом сегменте попросту стал французским – ВАЗ без малого на 70 % принадлежит концерну Renault. Как это сказалось на сегодняшнем положении предприятия, говорить вряд ли стоит. Но мало кто знает, что с начала марта этого года, в силу известных событий, французы были вынуждены остановить выпуск российских автомобилей, чтобы через пару дней вновь его запустить, а ещё двумя днями позже снова дёрнуть рубильник вниз.

Поначалу сказалась известная всему миру национальная черта французов – скряжничество, многократно помноженное на расчётливость. Несмотря на наступательный характер санкций Renault всё же решил запустить конвейеры. Но тут в дело вмешалась большая политика. Французское правительство считается крупнейшим акционером концерна и имеет право влиять на принимаемые компанией решения. Что и было сделано – конвейер снова встал.

Но не обошлось и без участия полного тёзки российского автогиганта по аббревиатуре – Владимира Александровича Зеленского. В конце марта украинский ВАЗ выступил по видеосвязи в парламенте Франции и призвал местные компании Renault, Auchan, Leroy Merlin и другие уйти с российского рынка. В Париже отреагировали витиевато: «Группа Renault оценивает возможные варианты, принимая во внимание текущую обстановку, действуя ответственно по отношению к 45 тысячам своих сотрудников в России».

Своё отношение к сотрудникам и понимание слова «ответственность» французы продемонстрировали практически моментально – по материалам автомобильных изданий, на данном этапе Renault готовит «АвтоВАЗ» к продаже. Уже в мае французская компания переведёт большую часть иностранного руководящего состава из Тольятти в Москву. В числе потенциальных претендентов на покупку называются дочернее подразделение «Ростеха», а также структуры Минпромторга.

Отходя от участия в производстве российских авто, стоит помнить ещё об одном, теперь уже ставшем неудобным для Renault факте. Российский рынок для концерна считается ключевым: по объёмам производства и продаж автомобилей марки Россия находится на втором месте после Франции. Только по итогам 2021 года в нашей стране было реализовано 482 тысячи автомобилей, что лишь на 39 тысяч единиц меньше, чем в Пятой республике. Для сравнения: на третьем по объемам рынке в Германии продано 177,8 тысячи автомобилей, в Италии – 154,1 тысячи, Бразилии – ещё меньше и так далее.

Но вернёмся в Россию. Без участия Renault собирать не только новинки, но и текущие модели Lada будет либо крайне сложно, либо вовсе невозможно. Отдельные модификации – Vesta, Largus, XRAY, C-SUV – настолько зависимы от импортных запчастей, что найти всем им аналоги со стабильными и достаточными объёмами поставок не получится. Как результат, выход Renault из-за санкций Франции может отразиться на модельном ряде ВАЗа.

Не совсем приятен и тот факт, что к маю будут подготовлены новые комплектации Lada Granta и Niva Legend без антиблокировочной системы тормозов и системы стабилизации. Поговаривают и вовсе об отказе от подушек безопасности в отдельных моделях. Одним словом, целый ряд логистических проблем из-за событий на Украине и введение санкций круто повлияют не только на количество производимых автомобилей, но и на их качество. Так что импортные комплектующие стали бичом для российского автопрома, причём не только в легковом сегменте. Уровень локализации деталей российских легковых машин не превышает 30 %.

«За это время мы приложим максимум усилий для восстановления наших цепочек поставок. Кроме того, ведется активная работа по замене некоторых критически важных импортных компонентов альтернативными решениями. Компания также готовит специальные версии некоторых моделей Lada, которые будут менее подвержены влиянию импортных комплектующих. Они постепенно станут доступны нашим клиентам в ближайшие месяцы», – сообщили в пресс-службе ­АвтоВАЗа.

… Тихоходки могут путешествовать автостопом на улитках, чтобы преодолевать большие расстояния. Даже у таких крайне обделённых умом и возможностями божьих тварей хватает мозгов для продвижения вперёд. Но у российского автопрома не было прыти наладить самодостаточное производство внутри страны или по крайней мере в качестве главного партнёра выбрать дружественный и пока ещё надёжный Китай, как это сделали белорусы.

Похоже, происходящее не заставляет ВАЗовцев делать правильные выводы до сих пор. Формулировка «ведется работа по замене некоторых критически важных импортных компонентов альтернативными решениями» не говорит прямо даже о планах по привлечению местных производителей или перепрофилировании опять же местных производств, а намекает на поиск новых зарубежных поставщиков. Шило на мыло?

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Колесо»