Вернувшись на родину в 1916 году, стал преподавать в реальном училище Хасавюрта. К тому времени Зайналабид хорошо знал несколько языков. Параллельно с работой организовывал просветительский кружок и издание журнала «ТангЧолпан» («Утренняя звезда») на кумыкском языке, где печатал свои и в собственном переводе на кумыкский язык произведения классиков русской литературы: Л. Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова и др.
Созданный им театральный кружок ставил им же написанные пьесы «Даниялбек», «Наперекор муллам» (1916-1917 гг.). Так что З.Батырмурзаев заложил основы кумыкской драматургии.
А первое живое печатное слово в виде газет и журналов «Заман» («Время»), «Мусават» («Равенство» или «Тенглик»), «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда») появилось на кумыкском языке в 1917 г.
В неустанном творчестве 3.Батырмурзаева и его коллег по перу активной движущей силой служили идея и дух политического укрепления независимости, свободы, обретение своего самостоятельного языка, просвещение народа. Добиться решения поставленных задач в те годы Дагестану, находясь в составе царской России, было нереально. Продолжалось противостояние бедных и богатых, угнетенных и эксплуататоров, разделение на «белых» и «красных». Ход истории изменили Февральская, затем Октябрьская революции. Назревала Гражданская война. Передовая сознательная часть интеллигенции Дагестана (У. Буйнакский, 3. Батырмурзаев, Дж. Коркмасов, С-С. Казбеков, М. Дахадаев, С. Габиев и др.) поняла, что назревшие проблемы по отдельности не решить, поэтому в мировоззрениях 3.Батырмурзаева и его сотоварищей произошла коренная трансформация.
В 1918 г. 3.Батырмурзаев совместно с У. Буйнакским в Темир-Хан Шуре (Буйнакск) создал и издавал на кумыкском языке при активном сотрудничестве с отцом Нухаем Батырмурзаевым первую большевистскую газету «Ишчи халкъ» («Рабочий народ»).
Если раньше печатный орган во главе с 3. Батырмурзаевым проповедовал борьбу за свободу и независимость от царской России, то после революций они выступали за свободу и независимость Дагестана в составе самой России, когда к власти пришли большевики. Они считали, что Дагестану в составе России совместно с большевиками гораздо легче решить проблемы угнетенных народов.
Многие статьи и стихи 3. Батырмурзаева пронизаны любовью к Родине, преданностью идеалам свободы и революции, в этом он, возможно, подражал русской революционной демократии.
По мере углубления хода революций Зайналабид все увереннее переходил на путь марксизма. Начав с идеи демократического просветительства, под влиянием революционных бурь 3. Батырмурзаев стал одним из лидеров за установление Советской власти в Дагестане. В 1919 г. первая нелегальная конференция большевиков избрала его членом Дагобкома РКП (б), он был председателем Революционного комитета Хасавюртовского и Бабаюртовского округов, стал известен как один из организаторов революционного и партизанского движения в Дагестане, вошел в плеяду великих сынов республики.
Для нас он остается революционером, поэтом, писателем, драматургом, просветителем, переводчиком, блестящим оратором, всесторонне образованным, одаренным человеком, мужественным и ярым защитником обездоленных.
За отпущенные ему судьбой неполные 22 года, З.Батырмурзаев сделал столько, что иному хватило бы не на одну долгую жизнь. В 1919 г. он был расстрелян деникинцами в один день с отцом Н.Батырмурзаевым. При расстреле близкий друг Зайналабида своим телом заслонил его и принял первую пулю на себя, вторая прервала пламенную речь З.Батырмурзаева.
Он смолоду сгорел в огне революции. Будучи от природы левшой, по его же меткому выражению, он боролся за счастье будущих поколений, держа в левой руке оружием перо, а правую оставив для сабли.
В родном селе Яхсай противники революции и Советской власти не позволили его похоронить, объявив, что «революционерам у нас нет места для захоронения», поэтому мать тайно вывезла тело 3.Батырмурзаева и похоронила в селе Адильянгиюрт Бабаюртовского района.
Зайналабид Батырмурзаев до последних минут своей короткой, но яркой жизни стойко и самоотверженно боролся за дело обездоленных крестьян, за осуществление идей справедливости, социализма.