Роман о народном подвиге
Недавно в художественном переводе на русский язык издан историко-эпический роман «Тайна чести» табасаранского поэта, писателя, публициста Багира Раджабова.
Об интересе учёных, поэтов, поклонников и почитателей таланта Багира Раджабова свидетельствуют многочисленные восторженные отклики о его творчестве.
Историческая тематика в творчестве Багира Раджабова занимает значительное место. Этому способствовало длительное собирание им народных эпических творений – легенд, сказаний, в которых рассказывается о борьбе дагестанских народов, в том числе и табасаранского, против многочисленных завоевателей.
Исторический роман «Тайна чести» – явление не только в табасаранской, но и в дагестанской литературе. В нём рассказывается о борьбе свободолюбивых горцев против иранских полчищ Надир-шаха. События, которые легли в основу романа, относятся к 1734-1743 гг. В книге рассказывается о попытках Надир-шаха склонить на свою сторону турецкого султана с целью совместного выступления против России, об ирано-турецком союзе против России, о ярко выраженной антирусской политике Англии, Франции того времени.
Исторический роман Багира Раджабова «Тайна чести» читается на одном дыхании. Особо следует отметить мастерство писателя в описании картин жестокости чужеземцев, потоптавших конями раненых женщин, детей, стариков в местечке Гюни-раццар и под крепостью Журас. Для эстетического обогащения произведения Багир Раджабов удачно использовал международные «бродячие сюжеты». Одним из таких было единоборство кузнеца Мажвада и Ибрагим-хана, где победа по идейной установке автора предписана защитнику Родины Мажваду.
Среди когорты отважных сыновей Страны гор был легендарный предводитель южнодагестанских ополченцев, доблестный воин, талантливый поэт, основоположник дореволюционной табасаранской литературы, мудрый мыслитель, полководец и дипломат того времени Калук Мирза. В эту же когорту входит и витязь табасаранского народа, человек необыкновенной силы воли, кузнец, ковавший оружие для ополченцев, и один из легендарных организаторов борьбы кушандеринских, кюринских и табасаранских ополченцев Джигер Мажвад.
В неравном бою на чарующем майдане «Замгур» Джигер Мажвад, увидев отступающих ополченцев, в порыве гнева срывает с груди обагренный кровью кузнецкий фартук и, натянув его на ножны сабли, подняв над головой как боевое знамя, выкрикивает громовым голосом: «Табасаранские, кюринские, кушандеринские орлы! Пусть это знамя осенит нас отвагой! За мной вперед! За мной вперед!». Увидев своего окровавленного вожака с полыхающим над головой, пропитанным кровью полотнищем, ополченцы кинулись к нему, нанося крупные потери врагу. Так фартук кузнеца стал временным боевым знаменем ополченцев. Под этим знаменем они героически сражались с агрессорами – кызылбашами и в финальном сражении в Андалальской долине, где объединенные силы горцев выступили против полчищ Надир-шаха.
Сама эпоха, грозные её вызовы повелительно требовали единения горских народов. Спасение страны Калук Мирза видел в срочном объединении горских народов. Обращаясь к своим соплеменникам, он говорил: «У персов, у турок, у урусов свои государственные устройства, регулярные армии и другие составляющие государства. А что у нас?!» Вытягивая свою правую руку вперед, он показывал раскрытые веером пальцы и говорил: «Видите, в одиночку они слабы, их можно легко согнуть. А если же мы сомкнём их в кулак, то он становится грозной, неделимой силой. Этой силой мы можем одолеть, подавить и победить любого врага».
Когда Дагестан оказался в крайне тяжелом положении, когда сжигали и разоряли целые сёла, убивали женщин, стариков и детей, когда кызылбаши не соблюдали самых элементарных нравственных норм ведения войны, установленных исламом, Калук Мирза задумал обратиться к горскому народу с воззванием. Так у Калук Мирзы возникла идея о воззвании к горским правителям в лице андалальского правителя Нуцал-хана.
В романе как живые сцены стоят перед читателями бои у крепости Джурас, Кровавые скалы, Священной горы Дюрк, в местности «Гюни рацар», «В чёрном лесу», в местечке «Иран-Хараб», на речной долине «Рапак», на Андалальской долине и др. местах. Здесь читатель встречается со множеством положительных собирательных образов героев, которые будут волновать сердца различных поколений своей необыкновенной выразительностью и обаянием. В них – героический дух, жажда подвигов не ради своего тщеславия, а ради того, чтобы покончить с нашествием иноземных полчищ. Именно в горах Дагестана наступает бесславный закат многочисленных триумфальных побед Надир-шаха.
Роман Багира Раджабова «Тайна чести» ценен именно тем, что он подпитывает нашу общую память, ибо национальное самосознание выстраивается на фундаменте многовековой памяти народа.