Романтика дальних дорог
В воскресенье, 28 октября, отметят свой профессиональный праздник водители. Благодаря их нелегкому труду мы можем с легкостью заказать любые товары по почте, отправить груз любых габаритов, купить свежее кубанское молоко в магазине, да и просто собраться и уехать в другой город, отправив грузовиком все свои пожитки.
К сожалению, сегодня их становится меньше. Водители-частники вынуждены уходить с рынка, а большегрузные машины зачастую принадлежат фирмам, оплачивающим работу водителя очень скромно. И тем важнее их труд. О работе дальнобойщика мы побеседовали с профессиональным водителем большегрузного Volvo Имамутдином Дадаевым, с 2009 года работающим в ООО «Юг-Транс».
— Профессия водителя не простая, что потянуло сесть за руль?
— В первую очередь поиск заработков. Пробовал себя в бизнесе, работал в разных сферах. В итоге решил испытать судьбу в роли водителя. С тех пор за рулем. Конечно, есть у нас и своя романтика: видишь разные города, узнаешь новых людей. Однако мне кажется, что дагестанские водители к этому проще относятся.
Встречая коллег из других регионов страны, понимаешь, что многие оказались за рулем именно в поисках приключений. Это же всегда адреналин. Успешно доехать, без поломок, не опоздать, не попасться гаишнику, не столкнуться с бандитами. Таких виртуальных заданий можно ставить себе множество, и когда где-нибудь на стоянке знакомишься с этими зачастую взрослыми мужиками, с жаром рассказывающими о своих приключениях, то понимаешь, что деньги для них не самое важное.
Дагестанцы более прагматичны. Мы как-то менее эмоционально относимся к своим поездкам, стараясь в первую очередь что-нибудь заработать для семьи.
— Наверное, тяжело подолгу бывать вдалеке от родных?
— Да, бывает, взгрустнется. Меня больше всего расстраивает, что грустит моя семья. У меня двое детей, уже, считай, взрослые. И вот они иногда говорят, что забывают мое лицо, когда я слишком долго нахожусь в пути. Это, конечно, не радует. У нас огромная страна, порой приходится ехать с грузом далеко на север, находиться несколько недель вдали от дома. Хорошего в этом мало. Кабину грузовика начинаешь видеть чаще, чем свой дом, что в итоге наводит на мысль — а где на самом деле мой дом? В кабине за рулем или с инструментами под кабиной?
— Часто случаются поломки в пути?
— У нас в компании поломки нечасты. Мы всегда готовим автомобили к поездке досконально. Знаем, усвоили: в нашей работе нет мелочей. Поленился в гараже — будешь ремонтироваться на обочине в поле. А это может случиться зимой, в лютый мороз, где-нибудь на отшибе, где и помочь тебе будет некому. Поэтому водитель должен обладать всеми необходимыми знаниями по эксплуатации и починке автомобиля, чтобы иметь возможность самому себя выручить. Хотя дальнобойщики всегда друг другу помогают, достаточно бывает связаться по рации или просто встать на обочине, как кто-нибудь остановится, предложит помощь. К счастью, у меня в пути особых поломок не бывало.
— Обгоняя на легковушке фуры на трассе, кажется, что дальнобойщики никуда не спешат…
— Все зависит от сроков. Груз бывает разный. Нередко это скоропортящиеся продукты, и приходится спешить. Однако дороги не всегда широкие, свободные и прямые. А еще, сами знаете, какие на трассе порой случаются пробки. Надо понимать и то, что грузовик не гоночный автомобиль. Порой приходится ехать и с небольшой скоростью, хотя понимаешь, что собравшийся позади длинный хвост из легковых автомобилей наверняка в этот момент вспоминает тебя недобрыми словами.
— Подолгу находясь за рулем, легко задремать. Как удается этому противостоять?
— Дорога может усыпить любого. Солнце припекает, к примеру, или не спал почти сутки. Потому требуется жесткий самоконтроль. Нельзя расслабляться, позволять себе отвлечься. Некоторым помогает крепкий кофе, другие пьют специальные препараты, помогающие долго не спать. Я стараюсь обходиться без всего этого, ведь это тоже привычка. Привыкнешь к кофе за рулем, потом без него тяжело будет. В любом случае нужно сохранять внимательность за рулем, ведь попасть в аварию очень легко.
— Ездил однажды с дальнобойщиками. Оценил удобства грузовика в дальней дороге.
— По сравнению с легковой машиной, конечно, в грузовике удобнее. Есть полноценные лежаки, сидения свободнее, можно еду подогреть или чай вскипятить. Но с домашними условиями это ведь не сравнишь. Каждый водитель поэтому пытается как-то благоустроить свою кабину. Но когда ты находишься внутри три недели, то хочется просто нормальной кровати и обычного домашнего обеда.
— Отдельной темой романтичных рассказов дальнобойщиков обычно являются встречи с бандитами. Приходилось на трассе браться за монтировку?
— Дагестанцы с этой романтикой давно уже не сталкиваются. Такие проблемы бывали у водителей в девяностые, когда бандиты в дальних регионах страны просто не сталкивались еще с нашими земляками. Но уже давно фуры с дагестанскими номерами дорожные рэкетиры обходят стороной. Знают, что с дагестанцами шутить не стоит. Как видят наши номера, так сразу прибавляют газу. Порой замечаю их в некоторых областях страны.
— А так ли много зарабатывают водители, что их пытаются грабить?
— Заработать по нашим временам практически невозможно. В стране продолжается кризис, усиливаются международные санкции, падает товарооборот, а с ним и объемы перевозок грузов. Вместе с падением импорта разоряется и бизнес, а значит, и перевозки перестают пользоваться спросом. Не случайно, стратегией выживания у крупных перевозчиков стало вытеснение с рынка водителей-одиночек и мелких фирм. Недобросовестная конкуренция стала ныне проблемой для сотен тысяч семей российских дальнобойщиков. И Дагестан здесь на одном из первых мест. К примеру, для жителей Губдена или Каякента, где практически все мужское население занималось грузовыми перевозками и владело собственными грузовиками, это стало настоящей бедой. Уход частников с рынка оказался обусловлен в том числе и требованиями законодательства. Грузовладельцам сегодня выгодно работать с крупной компанией, по уставу занимающейся «организацией перевозок», чтобы потом иметь право на возврат НДС.
Поначалу дальнобойщики пытались «крутиться», отдавали порой до половины выручки от перевозки груза посредникам в крупных фирмах, чтобы не остаться без работы. Но чем крупнее становились компании, тем меньше они нуждались в услугах частников «со стороны». Люди уходят из профессии: только-только выкупили машину, обросли заказчиками, как вдруг выяснилось, что работают себе в убыток. Те же проблемы и у нашей фирмы. Порой возим грузы даже в убыток, чтобы только не потерять постоянных клиентов. Несмотря на то, что большую часть грузов по стране возят дальнобойщики, заказов с каждым днем все меньше и меньше.
— Быть дальнобойщиком когда-то было престижно. Сегодня как обстоят дела?
— Когда обладание грузовиком гарантировало финансовую состоятельность, это, может, и было престижно, но сегодня уже вряд ли. Доходы упали, и многие думают уже о том, как свой грузовик выгоднее продать. Я работаю не ради престижа, и заработок у меня отнюдь не высокий. В компании сложилась своя команда, и большинство из нас работает скорее из командного духа. Хотя варианты всегда есть. К примеру, заработки у водителей крупных компаний в разы выше. Можно попытаться уехать за рубеж, как мой друг, который уже давно живет в США и очень хорошо зарабатывает. В отличие от нашей страны, дальнобойщик в США – очень востребованная и хорошо оплачиваемая работа. Там можно взять в кредит грузовик, оформиться в какой-нибудь компании, брать грузы и зарабатывать. У нас же работа частного водителя просто нерентабельна. Мы не можем конкурировать с крупными фирмами, которым дизельное топливо обходится более чем в два раза дешевле, чем частникам. Всех волнует вопрос, что нас ждет дальше?
Вот такой непраздничный диалог получился у нас в преддверии Дня автомобилиста.