Россия и прогресс культуры народов Дагестана


Указом Президента Российской Федерации 2012 год объявлен Годом Российской истории. Указ вызвал большой интерес специалистов-историков, придал импульс дальнейшему глубокому, объективному исследованию многовековой истории нашего Отечества.
История России – это история всех народов, в разное время вошедших в состав Российского государства.
Изучение и обобщение исторического опыта социально-экономического, культурного сотрудничества и взаимодействия русского и других народов России, роли России в социальном, духовном прогрессе нерусских народов страны – актуальное направление отечественной исторической науки.
Россия и русская интеллигенция сыграли и продолжают играть большую роль в развитии производительных сил, экономики, культуры дагестанских народов. В живописном парке у озера Ак-Гель в Махачкале установлен памятник-мемориал русской учительнице, который является выражением благодарности неутомимой подвижнической деятельности представителей русской интеллигенции по приобщению народов Дагестана к знаниям, достижениям отечественной и мировой культуры.
Исследование роли России и русской интеллигенции в жизнедеятельности дагестанских народов весьма актуально в современных непростых общественно-политических условиях развития Российского многонационального государства.
Перед обществоведами стоит ответственная задача объективного всестороннего анализа и научной оценки комплекса вопросов, характеризующих русско-дагестанские культурные связи и взаимоотношения на различных этапах складывания и развития многонационального государства. Важность темы обуславливается и тем, что есть политические силы в Центре и в республике, стремящиеся исказить суть и значение этих связей на протяжении многовековой истории.
Дагестанская историография располагает рядом заслуживающих внимания специалистов и широкого круга читателей работ, в которых освещается роль России в исторических судьбах народов горного края. В них немало интересных наблюдений и примеров о деятельности представителей русской, русскоязычной интеллигенции по изучению и использованию производительных сил, развитию образования и культуры в многонациональном регионе. Однако обобщающих трудов, в комплексе рассматривающих данную научно-исследовательскую тему, до последнего времени было крайне мало. А ведь известно, что только они воссоздают целостную картину, позволяют проследить общие закономерности и региональные особенности изучаемых исторических явлений и событий. В восполнение этого пробела крупный вклад внес профессор Г.Ш. Каймаразов – автор многих капитальных трудов по истории отечественной культуры, признанный авторитет в области изучения социально-культурных процессов на Северном Кавказе и в Дагестане в новое и новейшее время.
В последние годы им изданы две новые монографии «Россия и прогресс культуры народов Дагестана (конец ХIХ – 30-е годы XX в.» (Махачкала, 2008) и «Россия и прогресс культуры народов Дагестана (40-70 годы XX века)» (Махачкала, 2011). Эти монографии вносят неоценимый вклад в изучение истории русско-дагестанского культурного взаимодействия и роли России в прогрессе культуры народов Дагестана с конца ХIX – до конца 70-х годов XX в., в развитие региональной историографии в целом.
Рассматриваемые работы представляют собой многоплановые комплексные исследования, глубоко, научно достоверно освещающие актуальную исследовательскую проблему в целости, за большой временной отрезок, вместивший принципиально отличные политические системы и социальные отношения. Автор с позиций научного историзма использовал сравнительно-сопоставительный подход в оценке исторических явлений, событий и фактов, сделал глубоко научные обобщения и выводы. Этому способствовал и скрупулезный анализ в монографиях широкого спектра разнохарактерных источников, значительная часть которых впервые вводится автором в научный оборот.
В монографиях Г.Ш. Каймаразова во многом впервые в региональной историографии прослеживается роль России и представителей русской интеллигенции не только в развитии духовной, но и материальной культур в единстве и взаимовлиянии. В исследовании, говоря о влиянии России и русских переселенцев на хозяйственную деятельность и материальную культуру дагестанцев в 90-е годы XIX в., отмечается: «Развитие фабрично-заводской промышленности, проникновение капиталистического уклада в аграрном секторе хозяйства, сопровождавшиеся совершенствованием средств производства, появлением и применением современных орудий труда, способствовали не только росту его производительности, но и культуры труда дагестанца. Он стал шире мыслить, лучше понимать сложные перипетии жизни. Изменения происходят в пище, одежде, домашнем убранстве и архитектуре и использовании продукции животноводства».
Большое внимание в монографиях Г.Ш. Каймаразова уделено вопросам развития образования и других составляющих духовной жизни дагестанских народов. Показано, что в крае, после присоединения к России, наряду с традиционными мусульманскими школами, появились светские русские школы, представители дагестанской молодежи направлялись на учебу в общеобразовательные школы и специальные учебные заведения за пределы области. Открывались библиотеки при учебных заведениях и общедоступные в городах, появились кинотеатры, стали выходить периодические издания на русском языке и т.д. Однако их в крае остро не хватало. В этой связи исключительно важен вывод автора о том, что политика царизма в области культуры на национальных окраинах, в том числе и в Дагестане, носила дискриминационный характер, принимаемые царскими властями меры в сфере образования и культуры лишь в слабой степени способствовали прогрессу духовной жизни дагестанцев.
В новых исторических трудах Г.Ш. Каймаразова убедительно показано, что на этом фоне выделялась подвижническая деятельность прогрессивно настроенных представителей русской, русскоязычной интеллигенции по привнесению современных светских знаний и культуры в многонациональный горный край. В монографиях высоко оценены и обстоятельно освещены усилия передовых представителей русской, русскоязычной интеллигенции. Сделано это обстоятельно, с привлечением достоверного фактического материала.
Совершенно обоснованно автором подчеркивается мысль, что с приходом к власти в октябре 1917г. новых политических сил в стране стали осуществляться коренные преобразования в сфере культуры, нацеленные на приобщение к богатствам современной культуры широких масс населения.
В монографиях отмечено, что советская государственная власть Дагестана, приступая к культурным преобразованиям в новых условиях, располагала крайне скудными материальными и интеллектуальными ресурсами для решения этой сложной социально значимой задачи. Республике требовалась помощь и поддержка центральной государственной власти Центра для развертывания полномасштабного культурного строительства. В исследовании на основе обширного документального материала характеризуется помощь Центра, России, русских рабочих и русских специалистов в восстановлении и развитии отраслей индустрии, сельского хозяйства, создании и развитии новой системы образования, развертывании сети и налаживании деятельности культурно-просветительных учреждений, учреждений здравоохранения, развитии художественной культуры, издательского дела и т.д.
Говоря о больших позитивных изменениях и результатах в развитии производительных сил и культуры многонационального Дагестана, достигнутых к концу 30-х годов XX в., автор приходит к обоснованному заключению о том, что они во многом являлись результатом помощи России и деятельности представителей русской интеллигенции.
Как указывается в исследовании, Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для советского народа. Она потребовала мобилизации всех материальных и духовных ресурсов страны на отпор агрессору.
Суровые условия войны негативно сказались на планах и начинаниях дагестанцев по дальнейшему развитию отраслей материального производства и социально-культурной сферы. Тем не менее автор указывает и на фактическом материале показывает, что российско-дагестанское культурное взаимодействие в условиях войны оставалось важным фактором успешного функционирования социально-культурных учреждений, удовлетворения духовно-эстетических запросов и потребностей населения республики. Как отмечено в исследовании, функционированию без серьезных срывов в суровых военных условиях отраслей индустрии Дагестана, аграрного производства, образовательных учреждений, учреждений культуры, искусства, народного здравоохранения и др. способствовала также самоотверженная деятельность русских, русскоязычных специалистов, эвакуированных из районов, которым угрожал агрессор.
В исследовании воссоздана объективная картина развития культуры народов многонационального Дагестана в послевоенные десятилетия. Прослежено, как в республике последовательно были введены всеобщее семилетнее, восьмилетнее и среднее образование, расширена сеть и совершенствовалась деятельность средних специальных учебных заведений, открывались новые факультеты и кафедры в вузах, расширялся профиль подготавливаемых специалистов. Подробно освещен вопрос о создании и развитии первого академического научного центра на юге России, характеризуется деятельность разросшейся сети отраслевых научно-исследовательских учреждений, говорится о росте профессиональной квалификации преподавателей, о научно-исследовательской работе в высших учебных заведениях Дагестана. Богатый обобщенный фактический материал содержат монографии о том, как в послевоенные годы расширилась сеть и активизировалась деятельность культурно-просветительных учреждений, учреждений искусства, средств массовой информации, печати, какие изменения произошли в системе профессионально-технического образования.
В исследовании показано, что расширение сети социально-культурной инфраструктуры и усиление размаха работы по формированию и удовлетворению духовно-эстетических запросов населения в республике во многом являлось результатом всевозрастающей материально-финансовой помощи Центра, Российской Федерации, подвижнической деятельности представителей русской интеллигенции, работавших в республике.
Удовлетворение потребностей социально-культурной сферы и отраслей материального производства в квалифицированных кадрах оставалось одним из важнейших направлений в деятельности властных структур республики в сфере социально-культурного строительства. Эта проблема подробно освещена и объективно оценена в монографиях. В исследовании в динамике прослежено нарастание масштабов подготовки специалистов с высшим и средним образованием в профессиональных учебных заведениях самой республики, а также в вузах и средних специальных учебных заведениях за пределами Дагестана. Во многих специальных учебных заведениях Российской Федерации на льготных условиях ежегодно принимались десятки представителей дагестанской молодежи. Особое внимание уделялось подготовке кадров по специальностям, в которых республика испытывала острую нехватку.
Автор проследил увеличение подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием, количественные и качественные изменения в составе дагестанской многонациональной интеллигенции в послевоенные десятилетия вплоть до конца 70-х годов, показал роль и значение деятельности специалистов, направляемых в республику центральными министерствами и ведомствами для развития экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения и других областей знания многонационального региона. Эти вопросы затрагивались исследователем и в предыдущих работах. Здесь же их освещение отличается полнотой охвата.
В работе впервые в региональной историографии всесторонне охарактеризованы контакты ученых академических центров и ведущих вузов страны с учеными работниками Дагестана, деятелей российской литературы и искусства с работниками сферы художественной культуры республики. Немало поучительного читатель может почерпнуть из монографий Г.Ш. Каймаразова о деятельности многих видных деятелей просвещения, науки, специалистов в области индустрии, сельского хозяйства, здравоохранения, деятелях художественной культуры и др.
В исследовании на основе обширного документального материала показано и впервые в региональной историографии доказано, что к концу 70-х годов XX в. при огромной целенаправленной помощи и поддержке России и представителей русской интеллигенции была решена огромной социальной значимости задача – создана разветвленная сеть высших и средних специальных учебных заведений в республике, способных удовлетворить основные потребности отраслей экономики и социально-культурной сферы в квалифицированных специалистах. Это, как прослежено в работе, позволило практически полностью прекратить направление специалистов высшей и средней квалификации в Дагестан из других регионов страны.
Прекращение направления специалистов в республику, по мнению автора, имело и определенные негативные последствия для успешного решения возросших социально-культурных проблем. Так, прекращение направления в республику учителей русского языка и литературы с высшим образованием негативно сказалось на качестве знаний выпускников дагестанской общеобразовательной школы, уровне овладения ими русского языка – языка межнационального общения в Дагестане и в стране в целом. В исследовании этот аспект проблемы рассмотрен достаточно обстоятельно, и, что очень важно для ускорения поступательного развития республики, намечены пути преодоления трудностей и нерешенных вопросов в этом важном направлении социально-культурного процесса.
Несомненным достоинством многопланового исследования является то, что автор не обходит острые углы и трудности в жизни и практической деятельности русских, русскоязычных специалистов, работавших в отраслях народного хозяйства и социально-культурной сферы. Так, в научном труде говорится о большой текучести приезжих специалистов, которая во многом являлась следствием недостаточного внимания властных структур к материально-бытовым условиям и потребностям, особенно тех, кто работал в сельских районах республики.
Заключая анализ монографий профессора Г.Ш. Каймаразова, считаю необходимым отметить, что в них на очень высоком научном уровне разработана весьма актуальная научно-исследовательская тема, вызывающая обостренный интерес широкой общественности. Издание их – большое событие в научной и культурной жизни Республики Дагестан.
Монографии на тему «Россия и прогресс культуры народов Дагестана» — это обширный научный труд о том, какую роль играли Россия, русский народ, российская интеллигенция в развитии материальной и духовной культуры народов Дагестана на протяжении большого отрезка времени. Но не только. Его автор – крупный исследователь истории отечественной культуры – в своих монографиях последовательно проводит мысль о российско-дагестанском взаимодействии в сфере культуры, показывает вклад народов Дагестана в развитие отечественной культуры. Ныне, отмечает профессор Г.Ш. Каймаразов, трудно себе представить отечественную, да и мировую культуру, науку, искусство без того весомого вклада, который вносили и вносят в их развитие деятели дагестанской культуры, ученые, писатели, композиторы, художники, мастера художественно-прикладного искусства и др.
Статьи из «Общество»
Наша общая память

Истоки патриотизма

Автоновости

Три ягоды сакуры

Когда менять масло?

Экономим на ОСАГО
