X
01:31 15.06.2017

Россия между Западом и Востоком: цивилизационность, трансформация, исход

Муса Омаров кандидат философских наук
14

В отличие от Средневековья и нового времени, когда основной вопрос социальных наук, как правило, решался через доказательство преимуществ той или иной религии или религиозной цивилизации, в XX веке, в эпоху противоборства двух мировых систем - СССР и стран социалистического содружества, с одной стороны, и стран Запада – с другой, эта дилемма решалась уже на принципиально ином уровне.

Но цели перед наукой ставились те же – доказать, чья система, чей опыт, чьи ценности совершеннее.  В 1991 году только одна из несовершенных систем (притом далеко не исчерпавшая свои возможности) рухнула, в основном из-за зарвавшейся правящей  верхушки, неспособности существовать в современном мире.  И если наша страна, попав в мельничные жернова, оказалась откинутой на много лет назад, то Китай,  игнорируя все объективные законы капитализма и социализма и успешно преодолевая трудности, идет самостоятельным путем. И в этом смысле современная наука уделяет мало внимания теории конвергенции – теории взаимного сближения капитализма и социализма.

Сегодня западные идеологи без стеснения убеждают  цивилизованный мир, что это они  в 1991 году взяли Москву и притом без единого выстрела. Определенная правда есть  и в том, что именно Запад навязал нашей стране «демократические, рыночные» реформы, целью которых было отчуждение  народов России от власти и собственности. Геополитическое соперничество между Западом и Востоком, однако, в настоящее время не закончилось, хотя западные эксперты «доказывают»  обратное – согласно  теории однополярного мира  якобы очевидна органическая неспособность стран остального мира стать в один ряд со странами передового Запада. В эту же концепцию доминирования западных стран вписывается политика вражды с арабо-мусульманским Востоком и с Россией,  зачисленной в разряд депрессивных, полуколониальных стран.  Вот и политический тяжеловес Г. Киссинджер, член Бильдербергского клуба масонов–глобалистов считает, что правом вмешательства во внутренние дела других стран должны обладать исключительно США и страны Западной Европы как лидеры всего «освобожденного» мира. Налицо опасная тенденция, которая может привести к непредсказуемым результатам.

 Блоковое мышление

Между тем блоковое мышление,  концепция доминирования – это, на мой взгляд, скорее идеология, чем наука. Но только  наука призвана дать объективную картину мира и лишь в контексте научно обоснованной оценки места и роли каждой из её частей, в том числе на уровне Запада и Востока.

В отличие от стран Запада, СССР и его правопреемница Россия строили и строят принципиально иные отношения со странами Востока. Евгений Примаков, автор книги «Восток после краха колониальной системы», как никто другой из востоковедов, умел становиться на «точку зрения» Востока, без чего собственно невозможно никакое научное востоковедение. Как человек чести Е. Примаков, зная Восток изнутри, на конкретных фактах доказал закономерность и необходимость краха колониальной системы, детально исследуя тонкости политики колониализма и неоколониализма Запада: политика навязывания своей воли, использование методов давления и шантажа, «помощь» в виде займов и субсидий под  грабительские проценты, курс на снижение цен на энергоресурсы, диктат в ценообразовании и требование все привязать к курсу доллара, прямые военные интервенции и торговля оружием. 

В последние годы Запад на словах все чаще и решительнее «отворачивается» от террористических группировок Востока. Но у цивилизованного мира нет никаких иллюзий насчет  его завоевательной политики. Подобные прецеденты  у европейских народов случались и в прошлом.

Не будем забывать и о том, что террористические группировки снабжали и снабжают оружием и деньгами и Саудовская Аравия, и Катар, и Турция, и Иордания, давние и ближайшие «союзники» США.

 Казус политических элит

В 90-е годы признание новой политической элитой полного поражения нашей страны в «холодной войне» по сути открыло дорогу к превращению России в сырьевой придаток Запада и, что ещё хуже, послужило сигналом к разрушению основ российской государственности. Чтобы сделать реформы необратимыми, была создана новая политическая система, тесно связанная с новой властью и с Западом, криминальная по своей сути, создав российскую буржуазию – олигархат.

Новая власть до сих пор не может чиститься от «вездесущих» коррумпированных чиновников и олигархов 90-х годов, которые  стремятся  строить в стране гражданское общество по  своим правилам. Что же касается интеллигенции России, то ей было предложено пропагандировать основы буржуазной философии с ее универсальной концепцией западной цивилизации. Новые западники, следуя традиции прошлых времен, начали педалировать идею периферийности, противоречивости, отсталости России – из-за ее удаленности от передовой Европы и низкого уровня организации и управления при  царизме и в советскую эпоху.

Идеологи, новые славянофилы и приверженцы евразийской концепции вновь  предлагают вернуться к началам соборности, коллективизма,  идее «свободного и органического единства» российского общества и государства и особого пути России, чтобы, по Карамзину, слава России стала славою человечества. Как противовес тенденциям низкопоклонства и уничижительному отношению к своей истории предлагались и другие варианты вплоть до полуфантастических и несколько грубых попыток синтеза «двух опытов»: тело Запада, душа России, прагматизм и духовность  – магистраль будущего». Однако кто доказал, что Запад – это образец, эталон для всех?! Кто сможет оправдать систематическое, грубое вмешательство Запада в дела других стран?

 Базовые ценности

Наука – это зеркало истории, её основная функция – дать объективную картину мира, правильно определить ситуацию в мире и перспективы его развития. Старый формационный подход несколько односторонне объясняет специфику культуры, трактуя её, в частности, в рамках соотношения базиса и надстройки. В культуре сегодня фиксируются не только надстроечные, но и базисные начала: культура как производительная сила общества, способ социального бытия людей. В системе базовых культурных ценностей выделяются представления о вере, совести, добре и зле, долге, чести, справедливости, сострадании.

Тезис «культура как национальная идея России» аккумулирует в себе нашу обращённость не только в будущее, но и в прошлое. В 90-е годы мы недооценили опасность разрыва с культурными традициями прошлого, о которой говорили и говорят наши учёные:

Л. Гумилёв, Д.  Лихачёв, А.  Лосев,  Р.  Абдулатипов. Если вспомнить: после краха СССР, в 90-е годы, нам была предложена целая серия околонаучных мифов: Советский Союз, советская история – это отклонение от магистральной линии всемирной истории, социализм – это химера, социалистический Китай тоже скоро рухнет; западный мир, Евросоюз – естественное  продолжение, высшая стадия развития всемирной истории; Запад предлагает России законченную и совершенную концепцию развития, которую ей надо как можно быстрее одобрить и принять как  руководство к действию; Восток обречен,  и в этом коренное отличие восточных обществ и в их числе «старой» промежуточной, периферийной России от Запада, и в этом же контексте не подлежит сомнению право передовых культурных народов вмешиваться в дела варварских народов России и Востока. Каково, а?

 Правда не в силе, а сила в правде 

Что еще более цинично, восточные страны (и в их числе Россия) должны или приспосабливаться, или погибнуть. И в этом же аспекте их лучше и целесо­образнее рассматривать не как субъекты международного права, а как объекты культурного воздействия. Другое —  идеология колониализма не устарела: всем следует знать как истину в последней инстанции – закономерность и необходимость власти «передового» Запада над «отсталым» Востоком и над остальным миром. Старые классические методологии определения лидерства, а также отношений господства и подчинения уже устарели и не работают в условиях постиндустриального общества.

Науки в этих «откровениях» нет, приемы тоже иезуитские. Не случайно Запад до сих пор не принял даже христианскую Византию в своё лоно. Всем очевидно, что Византия – это скорее Запад, чем Восток, и что христианство – духовный стержень не только Европы, но и Византии и связанной с ней православной России. И потому татаро-монгольское влияние, конечно же, не могло повлечь за собой принципиальных изменений в цивилизационном развитии России.

Как отмечают российские учёные, крупными вехами в реализации культурной политики Запада и мира в целом  в послевоенную эпоху стали: создание ООН и ЮНЕСКО, издание 6-томной «Истории научного и культурного развития человечества», серии ежегодных  научных конференций под эгидой ЮНЕСКО, которые можно назвать первыми  серьёзными попытками Запада вместе со всеми по-новому взглянуть на всемирно-исторический процесс, изменить свою культурную политику в соответствии с изменившимися условиями и выразить своё отношение к культурной самобытности  как к величайшему завоеванию человечества в целом и каждого народа в отдельности.

Но, к сожалению, на Западе сегодня господствует другая тенденция — идея соединить «остальной мир» с Западом на основе общих ценностей и с целью решения общезначимых проблем всего человечества.

Запад  предлагает человечеству не силу правды, а «правду» силы. Очевидно в связи с этим, что  разработка глобальной теории на основе западной концепции развития – значит себе навредить. Главная задача науки – найти  то, что объединяет, сближает Восток и Запад и вместе с ними Россию в их социально-культурном строительстве. Идеология становится наукой, когда её польза признаётся всеми. Вечные  истины науки и всякой позитивной идеологии: не противостояние, а сосуществование, не война, а мир, не господство, а равенство.

Очевидно, что Китай, Индия, Россия, Восток в целом в одиночку не справятся с растущей угрозой. России и остальному миру нужны сильные, процветающие, но не агрессивные США и Евросоюз, сильный и процветающий и дружественный Восток. Наши политические оппоненты должны признать, что правом вмешательства в дела других стран должны обладать исключительно миротворческие силы ООН.

За последние 10 с лишним лет даже наши враги  вынуждены признать, что Россия вновь возродилась из руин и стала империей мирового масштаба – сильной, самобытной и динамично развивающейся. Однако нам необходимо наращивать темпы своего развития, чтобы стать лидерами в мировой гонке с Западом.

 От России – никуда

С вхождением Дагестана в состав России мы ещё больше осознали, почему общедагестанское преобладает над национально-особенным, почему сохранение своеобразия жизни каждого невозможно без сохранения единства и общности наших культур. Языковые, психологические, культурные различия сохраняются, но это отнюдь не приводит  к нарушению «гармонии многоголосья». Строгое требование и соблюдение принципа свободного и равноправного сосуществания наших народов в составе Дагестана и  России остаётся главным итогом, достижением, условием, повседневным стереотипом  и цивилизационным ориентиром для большинства дагестанцев. Эти общие для всех символы, идентификации закреплены прежде всего в Конституции Дагестана, в требовании единства и целостности республики в составе Российской Федерации. А это позволяет нам выходить и на более общие понятия и реалии: «многонациональный российский народ», «многонародная российская нация», «Российский Кавказ», фиксирующие базовые, цивилизационные основы нашего  социального бытия и развития  нашего государства, а также роль России, русского народа, русской культуры в развитии наших народов.

Статьи из «Общество»

Кукушка

6
Недавно я женился, и сразу у меня появилось много забот. До женитьбы я любил проводить вечера...

В том видел он призвание своё

9
Обращая взор в грядущее, невольно приходишь к мысли, что жизнь человеческая, обретая силу,...

Главное богатство Нугутдина Исрафиловича

42
Однажды в кругу друзей зашел разговор о...

Рука дающего

5
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

99
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

8
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

4
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

16
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

4
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

13
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...