Рождественский символ
7 января православные христиане празднуют Рождество Христово — второй по значимости христианский праздник после Пасхи. Какова его история, откуда идут истоки рождественских традиций, рассказывает руководитель информотдела Махачкалинской епархии иерей Сергий Никифоров.
– Почему рождественский символ — елка?
– У германских племен задолго до принятия христианства вечнозеленые растения были символом жизни. Считалось, они защищают домашний очаг от злых духов, мрака и холода. В Средние века немцы всю зиму украшали дома можжевельником или елью.
А в исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, оставив детям на «разграбление» в Новый год.
В России новогоднюю елку попытался «насадить» Петр I, что также хорошо известно, но к Рождеству это отношения не имело — еловые ветки украшали город к Новому году.
Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург в начале XIX века немцам и привлекли сначала высший свет, да и то далеко не сразу. Лишь в канун 1840 года газета «Северная пчела» рекламирует продающиеся украшенные елки, а через год сообщает о новом обычае как о «перенятом у добрых немцев детском празднике в канун Рождества Христова… Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым заранее говорили, что за хорошее поведение и прилежание им в праздник появится внезапное награждение».
В народе же рождественское дерево прижилось не сразу, и дело вовсе не в противостоянии нововведениям. Ель на Руси не любили: она росла на болоте, была неприятна на ощупь (колючая, с влажным, мшистым стволом) и символизировала, в противоположность западноевропейской традиции, нечистую силу и смерть. Отсюда сохранившийся по сей день обычай накрывать свежие могилы еловыми ветками (правда, в последние века он переосмыслен уже в христианском ключе во многом благодаря перенятому у западных христиан представлению о елке — символе жизни). Лишь к концу XIX века ель и в России становится рождественским символом.
А сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить даже у православных христиан Востока — в родном городе Спасителя, окруженном пустыней Вифлееме, в витринах магазинов стоят украшенные елочки и Санта-Клаусы с санями и оленями.
Празднику Рождества предшествует рождественский пост – он начинается 28 ноября и длится вплоть до 6 января, до наступления Рождественского Сочельника. В этот день верующие постятся до появления первой звезды и готовятся к праздничному ночному богослужению.
7 января православные после долгого поста разговляются за праздничным столом в кругу близких, дарят подарки и, что немаловажно, делают добрые дела.
– Как отмечают Рождество православные в Дагестане?
– Богослужения проводятся во всех храмах Махачкалинской епархии, в Махачкале это Свято-Успенский кафедральный собор и храм в честь святого равноапостольного великого князя Владимира на площади Ленина. За Божественной литургией верующие исповедуются и причащаются, после чего собираются за праздничным столом.
На республиканском уровне в Русском драматическом театре им. М. Горького в Махачкале ежегодно проводится епархиальная архиерейская елка, на которую съезжаются православные дети со всего Дагестана. Красочный концерт творческих коллективов, выступления воспитанников воскресных школ, сказочный спектакль и сладкие подарки в конце – все это создает поистине праздничную атмосферу, направленную на прославление Христа.
Сегодня Махачкалинская епархия принимает активное участие в жизни нашей республики. Большое внимание уделяется окормлению военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, представителей казачества и молодежи, лиц, находящихся в местах лишения свободы. Ведется конструктивный межрелигиозный диалог со всеми традиционными конфессиями Дагестана, направленный на сохранение и приумножение традиционных ценностей. На регулярной основе проводятся совместные мероприятия – конференции, круглые столы, семинары и ежегодный молодежный форум, который уже дает свои плоды. Также планируется воссоздать некогда утраченный кафедральный (главный) храм Махачкалинской епархии в нашем городе в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который некогда располагался на главной площади столицы.