Русская в «Дагестанке»
Ее часто спрашивают: как она оказалась в Дагестане? Новым знакомым и в голову не приходит, что стоящая перед ними женщина могла родиться в Стране гор. Когда узнают, что как раз тут-то и родилась, училась, пригодилась, страшно удивляются. И совсем не потому, что русская, нет. Все потому, что она – воплощение Культуры, всего того, что так или иначе связано с этим понятием. Вот и думают, что из далекого российского города приехала «окультуривать» горцев.
А она действительно безумно любит путешествовать и страшно расстраивается, когда о родных ей дагестанцах думают и говорят как о бандитах и невеждах. Ей несвойственно вступать в скандально громкие дискуссии, но это тот случай, когда оппонент в конце ровно текущего диалога проникнется огромным уважением к этой русской горянке, беззаветно любящей свой Дагестан, своих дагестанцев.
Это наша Светлана Григорьевна Кривоносова, наша дагправдинка. Вчера в Театре поэзии в Махачкале прошел вечер, посвященный 50-летнему юбилею ее творческой деятельности. Друзья, коллеги, знакомые, герои ее публикаций слушали мастера дагестанской журналистики, говорили о ней, расспрашивали о сокровенном, о мире, в котором живет культурная изюминка «Дагестанки», о том, как и каким Светлана Григорьевна сегодня видит искусство, культуру, музыку и кино, что любит, как все начиналось.
В жизни Светланы Кривоносовой хлопот хватало. Говоря о них на вечере, не могла не вспомнить военную Махачкалу, самую страшную веху в собственной биографии, когда отец погиб в первый год Великой Отечественной.
Маму практически не видела: она работала в горкоме партии, постоянно была на службе. 13-летняя тетя Светы и до станка-то не доставала, а работала на заводе по 18 часов в сутки, стоя на двух деревянных ящиках-подставках. Маленькая Света росла практически одна. Присматривали соседи. Уже в дошкольном возрасте научилась готовить, стирать, самостоятельно вести хозяйство, ухаживать за родными…
После школы окончила театральные курсы в Махачкале, зачитывалась Станиславским и другими корифеями театральной деятельности, мечтала попасть на сцену. Но у судьбы на девочку были другие планы. Она направила ее учиться в ДГУ на филфаке, отделения журналистики в ту пору в университете не было. Защитила диплом, и научный руководитель предложил: «Есть у меня знакомый в «Дагестанской правде», замолвлю за тебя словечко, может, что и получится. Сходи».
– Ну какой из меня журналист? – подумала я, но делать было нечего, другой работы никто не предлагал, – вспоминает Светлана Григорьевна. – Пришла в «Дагправду», взяли на испытательный срок, который продлился почти 3 месяца – до конца сентября. Гоняли по заданиям нещадно. А я-то считала как: домашняя девочка, воспитанная на литературе, приду, буду работать в идеологическом отделе, освещавшем образование, культуру. Но руководство решило, что я стану писать о промышленности. Отдел курировал все области народного хозяйства, кроме сельского: строительство, связь, транспорт, нефтедобычу и переработку, то есть практически всю экономику. И вот я хожу по этим заводам, начинаю осваивать терминологию, щупать продукцию, изучать секреты технологии. Никакого тебе Интернета, никаких подручных средств, которыми располагают современные журналисты, только чистый лист бумаги, ручка и голова.
Когда начинающая журналистка Света ложилась спать после многочасовых докапываний до сути республиканской экономики, на нее лавиной падали башмаки, женское белье, ткани, дремота обливала ее тоннами нефти… А как иначе? Сегодня она с рыбаками в море удит, а завтра на суше шьет белье на фабрике имени Крупской. А наутро о ее вкладе в экономические преобразования узнавала вся республика. Жизнь вывела вчерашнюю девчонку, мечтавшую о театральных задворках, на другие рельсы, но она не жалела – знакомство с первоклассными журналистами открыло двери в иной мир — творчества и искусства.
– Меня поражала аура интеллигентности, которой была окутана та «Дагправда» 60-х, – и сейчас восхищается Светлана Григорьевна. – Люди по редакции ходили, что называется, в полступни, чтобы не нарушать царившую творческую атмосферу, которая тебя полностью обволакивала.
Так домашняя девочка Света стала журналистом Светланой. А ведь поначалу мечтала покорить Москву, стать искусствоведом, но мама не пустила единственного родного человека. «У тебя и паспорта-то нет. Что ты будешь делать в этом огромном городе? Тебя там задавят!» Маму ослушаться не смела, так и осталась в Дагестане.
И все же ее страсть к путешествиям – тема отдельная. Ни один отпуск она не проводила дома. Прошла, проехала и пролетела всю планету. Только всякий раз, возвращаясь на родину, в Дагестан, готова была поклониться каждому его жителю. Настолько сильна ее любовь к родным ей людям, населяющим любимый край.
Сегодня о работе говорит так: «Не будучи художником-профессионалом, я сужу о тех картинах, с которыми могу поговорить. Если у меня они вызывают живой и неподдельный интерес или желание поспорить с творцом, значит, оно возникнет и у другого посетителя галереи, значит, не зря художник тратил краски. Тогда и читателю будет интересно, если ты «нарисуешь» собственные впечатления, поделишься ими в газете».
– То же самое – в театре или в филармонии: если не задела игра, не раскрыты чувства, которые драматург переложил на бумагу, если музыкант не передал радость или скорбь в зал, то и журналисту рассказать не о чем. Но если все увиденное задело тебя до глубины души, заставило горько плакать или безудержно смеяться, рукоплескать актеру или пианисту, а ты не смог об этом рассказать читателю, то это творческое преступление, – считает Светлана Григорьевна.
Вот таким был этот вечер. И если читатель посчитает, что я совершил подобное преступление, то у меня есть несерьезная отговорка: газетная площадь ограничена, увы. Поэтому спешу уместить в нее краткие отзывы о журналистке Кривоносовой.
Светлана Григорьевна – гордость нашей газеты, нашего коллектива, самобытный талант, рядом с которой посчастливилось работать многим нашим журналистам. Она принадлежит к тому поистине золотому фонду редакции, которым мы всегда будем гордиться.
С творческим юбилеем Вас, Светлана Григорьевна!
Свой особый стиль
Бурлият Токболатова, главный редактор «Дагестанской правды»:
– В главном печатном ежедневнике республики непрофессиональных журналистов априори быть не может. Но у каждого человека определенные черты характера, а творческие люди и вовсе народ особый, требуют к себе соответствующего отношения. Импульсивность и напористость, некая творческая агрессия при работе над материалом – качества, необходимые каждому настоящему журналисту. Светлану Григорьевну отличает как раз то, что, обладая всеми этими качествами, она делает работу культурно и интеллигентно. Свой особый стиль, способ и форма подачи материала. Профессионал, одним словом. И просто добрый человек, с которым комфортно и приятно работать большому коллективу.
Галина Бейбутова (с 1988 по 2000 год главный редактор «Дагестанской правды»):
– История газеты неразрывно связана с жизнью и творчеством Светланы Кривоносовой. Что неудивительно: диапазон ее журналистского внимания на протяжении нескольких последних десятилетий – трудных, неоднозначных – периода ломки устоявшихся стереотипов был нацелен практически на все аспекты, сферы жизни и развития Дагестана. Светлана Григорьевна проявила свой талант, высокую ответственность в выборе тематики, чувство такта и меры именно там, где они нужны. Тщательный анализ, четкое понимание современного состояния многих технических и технологических процессов, осторожное проникновение в глубину «материи» человеческого существования, развития такой тончайшей сферы как культура и искусство – те качества, что присущи Светлане.
Олег Санаев, редактор отдела «ДП»:
– Встретить на одном строящемся объекте коллегу из конкурирующего издания – такое к журналистской удаче отнести трудно. А мы со Светой часто сталкивались. Так мы вместе «строили» гостиницу «Ленинград», Завод радиаторов, Национальную библиотеку, троллейбусную линию и много еще чего, что делало Махачкалу городом. И со временем прорабы на стройках привыкли к ее ярким платьям и кофточкам, туфлям на высоком каблуке и прическе «блонди». Только просили при лазании по этажам идти в хвосте делегации, а не в начале, что могло быть чревато. А меня знакомый строитель просил извещать его о возможном визите Светланы – тоже хотел выглядеть достойно при встрече с красавицей-журналисткой, нашей Светочкой.
Абдурахман Магомедов, корреспондент «ДП»:
– В «Дагправду» я пришел в 1972 году, для пробы пера так сказать. Первый журналист, на которого обратил внимание, была Света Кривоносова – яркая блондинка в не менее ярком красном брючном костюме. А какие изящные материалы она писала на неизящную промышленную тематику!.. Выбор мною был сделан: из «Дагестанской правды» никогда никуда не уйду! С тех пор имею честь работать с ней бок о бок уже который год. Сегодня Света освещает культурную жизнь Страны гор, и это здорово! Потому что делает это она поистине блестяще!