Рыцари дорог
В легендарном советском фильме «Инспектор ГАИ», действие которого происходит в начале 1980-х годов, сотрудник Госавтоинспекции Зыкин слыл среди своих коллег бессеребреником и чудаком. Для него не имело значения, кто сидит за рулем, главное – не нарушать правила дорожного движения.
Инспектор объясняет свою позицию так: «Если я на своем месте делаю то, что должен, другой поступает так же, и так далее… может, и будет порядок». Методы Зыкина, пониженного в должности за непотопляемый нрав, в конце концов берут свое: лишенный прав «большой человек» Трунов, обнаруживший, что не все в этой жизни ему позволено, стал омерзителен самому себе.
По сути, кинолента демонстрирует сотрудника ГАИ, каким он должен быть по уставу. Показывает советского офицера МВД, милиционера, служащего интересам своего государства и народа, несмотря на давление начальства и окружающих. Он делает свою работу, как от него требует закон.
Тогда, в 80-е годы прошлого столетия, да и сейчас мало кто задумывается, как и почему люди в погонах и с полосатым жезлом оказались на дорогах. И хотя первой в голову приходит мысль, что причина в увеличившемся количестве автотранспорта, но ни одно это обстоятельство стало поводом для создания Госавтоинспекции. Регулировка транспортного потока, а после и контроль за его безопасностью стали крайне необходимы для обеспечения относительно комфортного передвижения по дорогам, на которых с каждым годом становится все теснее.
А было так. 5 ноября 1934 года Совнарком Союза ССР принял решение «организовать при ЦУДорТрансе Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ), имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях и областях Союза, а также в районах со значительным количеством автомашин» в целях решительной борьбы с неправильным использованием и хищническим отношением к автомобильному транспорту во всех ведомствах и организациях СССР.
Позже, 3 июля 1936 года, была создана Госавтоинспекция НКВД, когда СНК СССР утвердил постановлением № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Основными задачами ГАИ стала борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учет, контроль подготовки и воспитания шоферов.
До создания ГАИ регулированием движения на дорогах занималась милиция, в составе которой был ОРУД – отдел регулирования уличного движения. ОРУД сохранялся как отдельное подразделение до 1950-х годов. К 1940 году ГАИ систематизировала и свела в один документ Правила дорожного движения. Были разработаны единый для всей страны образец водительского удостоверения, правила учета и технического осмотра транспортных средств. На ГАИ возлагались функция организации дорожного движения, обоснование установки знаков и нанесения разметки, контроль за техническим состоянием улиц и дорог.
В период Великой Отечественной войны сотрудники ГАИ были заняты прежде всего мобилизацией автотранспорта. Многие сотрудники ГАИ были призваны на военную службу.
В конце 1960-х – начале 1970-х годов с появлением новых массовых моделей легковых автомобилей в структуре ГАИ происходит выделение отдельных подразделений для дорожно-патрульной службы, регистрации транспортных средств, техосмотра, организации движения, экзаменационных действий для приема экзаменов у водителей. Основной функцией ГАИ по-прежнему декларируется борьба с аварийностью.
В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД (Государственную инспекцию безопасности дорожного движения), что, по мнению инициаторов, точнее отражало суть деятельности инспекции. Однако это название «не прижилось», и в 2002 году в Указ Президента РФ № 711 от 15 июня 1998 года были внесены изменения, согласно которым наименования ГИБДД и ГАИ стали равнозначными.
В 2011 году во время реформы МВД было предложено переименовать Госавтоинспекцию в дорожную полицию, однако ведомство сохранило свое наименование.
В современных условиях Госавтоинспекция поставила перед собой задачу повышения профессионального уровня своих сотрудников. Осуществляется она на факультете подготовки специалистов Государственной инспекции безопасности дорожного движения в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова, кафедре административной деятельности и организации деятельности ГИБДД в Краснодарском университете МВД России, факультете № 6 Санкт-Петербургского университета МВД России.
История создания структуры, берущая начало более чем три четверти века назад, претерпела много изменений. Но одно осталось неизменным – предназначение автоинспектора, рыцаря современных дорог, стоящего на страже безопасности водителя, пассажиров и пешеходов.