Рынок есть везде
Для начала напомним, как и почему создана рубрика «Телегид». На работе все мы загружены по уши политикой вне зависимости от того, дипломат вы или плотник. Время такое. Телевидение в этом «дне сурка» перестало быть отдушиной. Но это если не уметь правильно пользоваться пультом и не тренировать вкусовые предпочтения.
Поверьте, нет ничего зазорного в том, что вы, будучи профессором философии в тринадцатом колене, тайком подсматриваете за Тимофеем Баженовым, рассказывающим, что в его непростой жизни все могло быть еще хуже. Желая создать на российском телевидении аналог Беара Гриллса, телепродюсеры слепили пародию на него. Не в обиду Тимофею будет сказано, но заприметь Беар в лесу такого «спеца по выживанию» в экстремальных условиях, съел бы.
Почему нет ничего стыдного в интересе, проявленном к такому примитиву? Психологи говорят: чем проще пища для ума во время отдыха, тем полезнее. Это как интеллектуальная овсянка или гречка под кефир или молоко. Например, некоторые знатоки клуба «Что? Где? Когда?» фанатеют с индийского кино. Не знали? Это потому, что не те газеты читаете.
Присаживайтесь поудобнее. Примитивом не накормим, потому что сейчас вы узнаете, почему готовить борщ во Франции совсем невыгодно и как правильно торговаться.
Кому может быть интересно, сколько стоит борщевой набор, скажем, в Париже? Вряд ли каждому второму, ведь не борщи едят туристы в романтической столице мира. И все же прицениться к французским картошкам, зеленушкам и говядинам стоит. Мало ли, вдруг подвернется удача пообедать у подножия Эйфелевой башни.
Тем не менее. Несколько лет назад покупка всего необходимого для знаменитого блюда обошлась бы вам в Дубае в 735 рублей, в Астрахани – в 420 рублей, тогда как в Париже – 1700. Конечно, было это в ту пору, когда мясо не стоило как шесть зарплат советского труженика.
А вообще свои похождения по местам туристической славы каждый начинает по-своему. Мне трудно об этом рассуждать, поскольку все мои путешествия ограничиваются просмотрами тематических передач. Но знающие люди утверждают, что в городе может не быть пятизвездочных отелей, а рынок есть всегда, он-то и стоит в основе любого города. Так считает и знаменитый ведущий передачи «Мировой рынок» на канале «Моя планета».
Александр Пряников (на снимке вверху справа) путешествует в поисках уникальных вещей. Он убежден, что рынок – это то самое место, где вы узнаете о стране больше, чем из любого путеводителя. В своих путешествиях он выведывает у продавцов секреты успешной торговли и сам пробует себя в роли торговца. Что можно купить на эквивалент 1000 рублей? Какой самый ходовой товар? Как вести себя на рынке? Как правильно торговаться? Ответы на эти и многие другие вопросы в проекте Пряникова.
За время съемок программы Александр посетил где-то 20–25 стран. Примером среди всех рынков называет Матхаллен в Осло – самый современный в Европе, который открыли несколько лет назад. «У меня есть мечта, чтобы вся Россия была покрыта примерно такими рынками. Там полностью искоренен «институт перекупщиков» и производители продают свою продукцию напрямую. Грубо говоря, покупая яблочный сок, вам расскажут про яблоню, из фруктов которой его сделали. А приобретая сыр, вы узнаете про «уникальную» корову, которая пасется на уникальном лугу, и даже про ее «уникального» пастуха. Ну и так далее. Там вся линейка продукции такая», – рассказал телеведущий в интервью журналу WomanHit.
Признаётся, что с воодушевлением воспринял идею стать ведущим «Мирового рынка», «Рынки – это ведь еще и товарооборот. Поэтому какое-то время назад умные люди поставили перед собою задачу – затащить на рынки молодежь и сделать их модными. И вот при помощи хипстеров, которые внедрились в эту стилистику, они опять стали популярными. Причем всё это теперь в хороших европейских традициях, так что посещение рынков становится очень интересным времяпрепровождением», – говорит телеведущий.
Комментируя посещение «блошиных» рынков в Европе и России, Александр отмечает, что они являются интересными местами для поиска уникальных старинных вещей и знакомства с местной культурой. К примеру, в Италии на «блошиных» рынках много старинной мебели, которую продают за бесценок, когда разбирают старые дома. В Антверпене есть «Рынок должников», где продают имущество людей, просрочивших платежи банкам и кредиторам. В Брюсселе находится крупнейший в Европе рынок серебра, где торгуют антиквариатом высокого качества. Кроме антиквариата, на «блошиных» рынках Европы можно найти самые разные мелочи – лампы, ключи, пуговицы, бутылки…
А в Ростове-на-Дону есть хороший «блошиный» рынок, где продают казачье оружие, воинские знаки и утварь. Можно встретить уникальные исторические артефакты. В Ростове есть также и интересный продуктовый рынок «Старый базар» с потрясающими местными деликатесами.
Торговаться в кадре Александру приходится постоянно, что неудивительно – это же рыночные отношения. Признаётся, что поначалу ему было тяжеловато, когда осваивал формат: «До этой программы я никогда столько времени на рынках не проводил. Как и любой человек, я поначалу стеснялся торговаться, потому что если уж это делать, то нужно, чтобы это было обаятельно. Насколько ты сумеешь найти общий язык с продавцом, настолько он тебе скидку и сделает».
Короче. Если вы все еще предпочитаете супермаркеты с просрочкой и немыми ценниками, посмотрите «Мировой рынок». Будет что исследовать в следующий раз в заграницах.