С левым рулем по правой стороне дороги
По нашим дорогам все еще ездят автомобили, у которых руль расположен справа. В основном это «японцы», выпущенные для своей страны. По левой стороне дороги на праворульных машинах ездят не только в Японии, но также в Англии, Австралии, Зимбабве, Южноафриканской Республике, Мозамбике и в ряде других стран.
Однако более половины населения Земли (68 процентов) ездит по правой стороне дороги на машинах с рулем, расположенным слева. Интересно, как так получилось, что люди не смогли прийти к единому мнению относительно того, по какой стороне дороги ездить? Какими критериями руководствовались автопроизводители, определяя место для руля?
Как известно, задолго до появления автомобилей люди передвигались на лошадях, повозках. При встречах они разъезжались справа, поскольку натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. И первые автомобили управлялись торчащим из пола рычагом, своего рода «поводком». Сила для него требовалась немалая, поэтому водитель обычно сидел слева. В большинстве случаев он там остался и после того, как появилось рулевое колесо.
Чем руководствовались страны, выбирая левостороннее движение, не совсем ясно. Хотя в некоторых случаях оправдание все же имеется. К примеру, в правосторонних США и Канаде встречаются спецмашины с правым рулем. На них развозят почту, и служащий может положить письмо в придорожный ящик, не выходя из машины.
Езда в левосторонней стране на праворульном автомобиле (и наоборот) в большинстве случаев разрешена. Однако с каждым годом она становится проблематичнее. В Австралии леворульный транспорт вообще запрещен. В Камбодже, напротив, под запрет попадают «праворукие», власти даже идут на крайние меры – на конфискацию таких машин. В некоторых европейских странах (к примеру, в Словакии и Литве) власти не регистрируют на «праворуких». С ними пытаются бороться и автоинспекторы в нашей стране, однако их борьба пока не увенчалась успехом.
Одно хорошо: такие же блуждания, как у руля, не обнаруживаются у педалей, и водители не путаются в ногах. Некоторые специалисты утверждают, что технический прогресс и стирающиеся границы государств приведут транспорт к однообразию.