С мольбой о дожде
_ Поговорим о засухе. Раньше сельские жители боролись с нею, исполняя специальные ритуалы. Аксакалы говорят, что срабатывало. И в каждом селении были свои уникальные методы вызова дождя.
Так, в одних селениях чучело наряжали в женскую одежду и женщины носили его по всему селу, громко выкрикивая заклинания: «Да будет земля влажной! Да будет урожай хороший! Да наполнится каждый дом зерном! Да приумножатся у чабана отары овец!». В другом селе маленьких детей матери укладывали на землю и ждали, пока малыши начнут громко плакать – так они пытались управлять природными процессами.
Во многих аварских, даргинских и лакских селениях дождь вызывали, взбираясь на самую высокую вершину. Приходили и взрослые, и дети. Сюда же вели животных, предназначенных для жертвоприношения. Здесь доили коров и молоко раздавали всем присутствующим.
А в это самое время, по свидетельству очевидцев, по той же причине таты в Хасавюрте выходили на большую поляну, поднимали руки к небу и начинали читать молитвы. И был дождь!
Cпособов избавиться от засухи и не дать пострадать урожаю в наших краях великое множество
Этнограф А. Булатова в книге «Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX-XX вв.» пишет: «В 20 верстах на юго-восток от Темир-Хан-Шуры есть гора Хелел-Баш. В ста шагах от окаменелостей у подошвы горы Хелел-Баш построена мечеть, в ней находится гроб шейха Асельдера. Сюда приходят жители для торжественного жертвоприношения во время засухи; здесь собираются накануне Курбан-байрама; кади, читая молитвы, в сопровождении народа три раза обходит гроб шейха. По окончании этого обряда все по едва проходимым тропинкам спешат на гору Хелел-Баш. Каждый старается достигнуть вершины горы прежде других. Говорят, кто первый поднимется на гору, не отдыхая и не оглядываясь, тому Всевышний простит все грехи. Разговоры взрослых, гомон детей, просящихся от усталости на руки, – всё сливается в общий гул. Заканчивая обряды, все горцы большие и малые, мужчины и женщины обещают воздерживаться от грехов. Особенно благоприятным считалось присутствие на таком ритуале близнецов. Они должны были идти впереди всей процессии и просить дождя».
Пожилые жители селения Гигатли собирали камешки, читали молитву и бросали их в озеро. А лакцы в знойную жару категорически запрещали детям играть в камешки.
Есть и такая легенда о тукитинском камне, которую описывает этнограф.
Однажды некий житель с. Тукита хотел вставить тот камень в стену своего дома и несколько раз пытался его притащить, даже родственников брал на подмогу, но ничего не выходило. Как только они старались его поднять, начинался дождь. Тогда сельчане назвали его «дождевым камнем» и всякий раз обращались к нему во время засухи с просьбой посодействовать им в вызове дождя.
У жителей Табасарана тоже был свой камень, который при засушливой погоде полагалось покачать. А на окраине села Хосрех находился камень, напоминающий женскую фигуру. В засуху мужчины и женщины смазывали его жиром и верили, что дождь обязательно пойдет.
И, конечно, у многих народов Дагестана в обряде вызова дождя участвовал ряженый. Особое значение придавалось выбору ряженого: не каждый мог им быть и наряжали его по-разному. Где-то из травы собирали пучок и крепили к голове, где-то главного героя полностью облачали в траву и листья. Целая процессия вела его по селу, заклинала и молила о дожде. Сельчане выходили из своих домов и обливали его водой, а участникам процессии давали продукты. После обхода люди собирались у реки или озера и накрывали импровизированные столы, а ряженого бросали в реку или в озеро – это символизировало жертвоприношение воде. Только после этого он мог присоединиться к трапезе.
«Обычай принесения жертвы воде бытовал у чамалинцев, бежтинцев и хваршин. Для вызова дождя чамалинцы резали баранов, купленных на средства сельского общества, делали это на берегу озера, расположенного в горах, – так, чтобы кровь попала в воду. Бежтинцы в случае длительной засухи поднимались на вершину горы в местности Къойгъа, где расположено небольшое озеро, и здесь, на берегу, резали барана таким же образом. Затем в воду прыгали юноши, чтобы «расшевелить» озеро и смешать кровь с водой. Надо полагать, что это пережиток человеческих жертвоприношений. Владыку вод обманывали, заменив кровь человеческую кровью животного. У хваршин бросали в воду камни, чтобы «взволновать» озеро…», – пишет А. Булатова.
В общем, способов избавиться от засухи и не дать пострадать урожаю в наших краях великое множество. И, видимо, если во что-то очень верить и делать, как велели предки, всё непременно сбудется. И будет дождь!