С опорой на традиции
В целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей Президент России Владимир Путин объявил 2024 год в стране Годом семьи. Соответствующий указ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.
Задачи воспитания настоящего человека, труженика, наследника, преемника достойных традиций предков, патриота, гражданина всегда находились в фокусе дагестанской семьи, считались важными в сохранении традиционных семейных ценностей. Накоплен опыт формирования общественно значимой личности на семейных духовно-нравственных ценностях. Педагогическая наука и практика выявили устойчивые закономерные связи, основополагающие принципы, средства, формы, методы и приемы, а также самые оптимальные условия воспитания человека в семье.
Формирование морально-этического и физического облика человека, т. е. общественно одобряемое воспитание детей извечно считается святой функцией семьи и родителей. Эта функция возложена на них самой природой человека. И чтобы воспитание ребенка было успешным, общество предписало родителям функциональные обязанности мужа и жены, отца и матери, дедушки и бабушки. А детям предписаны обязанности сына и дочери, брата и сестры, внука и внучки. Глубокое осмысление, понимание и выполнение этих обязанностей гарантирует сохранение прогрессивных семейных традиций взаимоуважения, послушания, братства, взаимопомощи, гостеприимства, добрососедства и многие другие.
Указом Президента России наступивший год объявлен Годом семьи. В соответствии с поручением Президента Правительством сформирован оргкомитет.
План основных мероприятий по проведению Года семьи состоит из нескольких блоков. Первый включает чествование родителей, награждённых званием «Мать-героиня», медалью и орденом «Родительская слава», масштабные всероссийские конкурсы «Это у нас семейное», «Семья года», торжественные мероприятия к Дню семьи, любви и верности и ряд других мероприятий.
Второй блок касается мероприятий по совершенствованию положения семей с детьми. Значительная часть плана, два его раздела, направлена на работу с родителями, в том числе будущими.
Открылся Год семьи Всероссийским семейным форумом «Родные – любимые», он будет проходить на выставке «Россия» на ВДНХ с 19 января
Принимая в школу «из рук родителей» благовоспитанного ребенка, сохранению, сбережению и приумножению добрых семейных традиций должны способствовать учителя, воспитатели и классные руководители, они призваны проявлять заботу о морально-этическом и физическом облике ребенка, впервые ставшего учеником.
Известно, что каждая из народных традиций имеет свои механизмы выполнения, свою методику общественно одобряемого претворения. Сегодня проблема именно в том, что многие современные семьи (особенно молодые и больше всего городские) подзабыли или вообще не знают народную методику семейного воспитания. В этих условиях, если сегодня школа желает стать образцовым центром воспитания, поднять престиж образования, учителя и классные руководители должны искренне сотрудничать с родителями учащихся, следует пытаться понять исстари сокровенные для здравомыслящего общества азы традиционного народного и семейного воспитания. При всяком общении с детьми и родителями следует руководствоваться прогрессивными семейными традициями человечности. Благо для этого в школах уже около 30 лет изучается специальный предмет «Культура и традиции народов Дагестана», есть программы, учебники, методические рекомендации. Есть идейная опора, ориентирующая и школу, и воспитателей на общечеловеческие и национально-региональные семейные ценности.
Умелая реализация содержания предмета «Культура и традиции народов Дагестана», четкое руководство программно-методическими указаниями по его изучению, как показывает практика образцовых образовательных организаций, дают весьма ощутимые всходы в оптимизации семейного, школьного, да и внешкольного воспитания учащихся.
Школу не случайно величают в обществе центром образования и воспитания. Справедливости ради скажем, не каждая школа сегодня может претендовать на статус центра воспитания. Есть неприятные случаи совершенно неподобающих межличностных трений между учителями и учащимися, игнорирование свято оберегаемых в народе половозрастных отношений, увлечение учащихся курением, наркоманией, сквернословие в общении и общественных местах и т. д. Дело, например, доходит до того, что отдельные вчерашние учащиеся, ныне студенты первых, вторых курсов порою не уступают дорогу преподавателю, позволяют себе курить, сквернословить на территории учебного заведения. Причина, на наш взгляд, кроется именно в том, что во многих школах у нас, как правило, преобладают не истинные, преданные делу образования педагоги-воспитатели, а скороспелые учителя-урокодатели. Может, одна из причин в том, что в последние десятилетия специально не готовили педагогов к организации воспитательной работы с учащимися. Дисциплина «Методика воспитательной работы» была по указанию сверху изъята из учебных планов педвузов. Нет в школах и методистов семейного воспитания. В последние годы в микрорайонах отсутствуют участковые воспитатели. Практически педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания совсем отдано забвению. В этих условиях нелегко получить школе статус центра воспитания.
Для оптимального решения проблем школьного воспитания нужна профессиональная подготовка высококвалифицированных педагогов-воспитателей. Исключительную значимость для решения этой важной для российского, в том числе и дагестанского общества, приобретают недавно введенные в учебные планы педагогических вузов новые дисциплины «Технология воспитательной работы» и «Основы вожатской деятельности».
Дагестанская школа должна стать центром не только сохранения добрых семейных традиций, общечеловеческого воспитания, но прежде всего центром дагестанского национального воспитания. Вот почему в дагестанской школе важно изучать предмет «Культура и традиции народов Дагестана». А к преподаванию данного предмета, руководству классными коллективами, работе с родителями учащихся, словом, ко всем вопросам воспитания следует допускать учителей не случайных, а по призванию, имеющих высокий авторитет в обществе. Если мы подвергаем аттестации учителей предметников, не пора ли нам аттестовать уже и учителей-воспитателей, классных руководителей. Только так можно поднять престиж воспитания и воспитателя, создать оптимальные условия для совместного сотрудничества семьи и школы для сохранения традиционных семейных ценностей как в сознании, так и в поведении подрастающего поколения.
Сотрудничество семьи и школы основывается на взаимоуважении, взаимном доверии, взаимопонимании и, если хотите, на взаимном признании воспитательного потенциала и учителей, и родителей. Такое доверие можно обеспечить, не взаимно обвиняя, а взаимно помогая. Для этого хорошо бы разработать в школе кодекс родителей, кодекс учащихся, кодекс учителей, пытаться его соблюдать и регулярно проводить в школах «День семьи» и т. д.
Наблюдения показывают, что именно учителя и классные руководители мало стремятся к сотрудничеству, к индивидуальной встрече с учащимися и их родителями. Сплошь и рядом встречаются факты, когда учителя видят в ребенке не столько человека, сколько лишь ученика.
Не только молодые, но и бывалые учителя зачастую игнорируют научно обоснованные принципы, т. е. основополагающие идеи воспитания. Мы имеем в виду принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; принцип опоры на положительные качества в человеке; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой учащихся и многие другие.
Порой учителя незаслуженно повышают голос на учащихся, не считаются с их мнением и интересами. Встречаются факты использования в речи учителей совершенно непедагогической терминологии, прозвищ, реплик, порою оскорбительных и унизительных для ученика выражений, намеков, мимики, жестов и т. д. Порой такое происходит буквально перед классным коллективом, что приводит к публичному унижению чести и достоинства ученика и к конфликтным отношениям учителя и учащихся.
Учителя, не способные управлять собой, уроком, руководить классным коллективом, нередко запугивают детей оценками. Совершенно очевидно, аналогичные методы дают только негативные результаты: порочат имя и педагога, и педагогического коллектива, отпугивают детей и родителей, создают атмосферу недоверия между семьей и школой. В воспитании детей могут быть издержки, промахи, упущения. Но сознательно создавать проблемы воспитания нельзя. Это не делает чести педагогу.
Воспитание достойного человека – дело благородных, бескорыстных, доброжелательных людей. Только посеяв добрые знания, проявив добрый характер в отношениях с людьми, можно пожинать добрые плоды человечности. В наш век научно-технических, социально-экономических, духовно-нравственных обновлений общества воспитание детей – задача более важная и ответственная. Будущее человечества, нашей страны России и нашего многонационального Дагестана зависит от того, насколько нынешние и грядущие поколения будут компетентными, гуманными, взаимно уступчивыми и, самое главное, добрыми. «Добро добром оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец», «Ученым стать проще, человеком стать гораздо труднее», – говорят народы Дагестана. Да будут наши родители и педагоги добрыми, профессионалами своего дела, воспитывающими детей на традиционных семейных и общенародных духовно-нравственных ценностях.