X

Сбойка состоялась

М. АБДУЛАЕВ, наш соб. корр.
Выпуск - 2018 №№ 73-74
29

Речь идет о сбойке в деривационном тоннеле пускового периода (ДТПП), состоявшейся в феврале и явившейся крупным событием в жизни стройки. Но прежде чем рассказать об успехе проходчиков, бурильщиков, взрывников и цементаторов Чиркейского СУ «Гидроспецстрой», надо объяснить, что это за новый тоннель и чем он так важен. Ведь сооружение гидростанции в горах немыслимо без многих километров горных выработок отводящих, подводящих, транспортных, деривационных...

К ак известно, гидростроители приняли обязательство пустить первый агрегат Ирганайской станции досрочно, в 1990 году. Экономический эффект от реализации энергии, выработанной одним только этим агрегатом, составит около 60 миллионов рублей. Но это произойдет только при условии его эксплуатации по временной схеме, которая предусматривает возможность обойтись без… плотины.

Пока она будет все же строиться до 110-метровой отметки, ее роль исполнит перемычка, защищающая котлован от реки. Воду она поднимет, естественно, не так высоко, как плотина. Ее уровень не достигнет вводного водоприемника. Работы там так и будут продолжаться «посуху».

Так вот сбойка, то есть соединение идущих друг другу навстречу бригад проходчиков, состоялась в ответвлении основного деривационного тоннеля, ведущем к временному водозабору.

Из подходной штольни выезжали и, выгрузив скальную породу, снова исчезали в проеме тоннеля порододоставочные машины. Другие самосвалы подвозили на рабочий участок бетонный раствор, металлические конструкции, оборудование. Громко переговариваясь, осиливая мерный шум вентиляционных и воздушных труб, спешили люди в спецовках и касках: менялись рабочие вахты гидроспецстроевцев.

Каждый из шести участков этого управления имеет свою маркшейдерскую службу, которая является своего рода путеводной звездой для горнопроходчиков. Именно они, инженеры-геодезисты, дают точные расчеты и графики, чертежи и схемы. И не дай бог им ошибиться – тогда сбойке не бывать.

Перед маркшейдерами обоих участков Гаджи Шамилов и Владимир Красков поставили сложную задачу – точно рассчитать и указать место встречи проходчиков, место встречи в горе. И те указали ее на глубине 650 метров от земной поверхности. По ходу работ вносили поправки и дополнения. А проходчики, взрывники, бурильщики и водители самосвалов и погрузчиков делали свое дело. Циклы следовали за циклами, взрывы за взрывами.

А выполнение одного цикла работ стоимостью 5600 рублей – это продвижение вперед еще на 4 метра. Сначала бурильщики делают в забое диаметром 7,5 метра 120 шпуров. Потом, после взрыва, расчищают рабочий участок. Это дело водителей порододоставочных и породопогрузочных подземных машин. Завершают цикл проходчики креплением забоя. И так шаг за шагом в течение полутора лет шли навстречу друг другу тоннельщики четвертого и первого участков.

Только в прошлом году на проходке ДТПП было освоено 3 млн 700 тысяч рублей, а в общей сложности до сбойки строителями первого участка (начальник Р. Михейкин) было пройдено 130 метров и четвертого (начальник Н. Ахавов) – 349.

Когда до сбойки оставалось каких-то 16 метров, одновременно продолжать работы с обеих сторон стало небезопасно. Было решено поручить прокладку оставшейся части тоннеля и произвести сбойку рабочим четвертого участка как более опытным. К тому же здесь работал маркшейдер Владимир Красков – ювелир своего дела.

Когда я добрался до подходной штольни № 2, работа у звена Тайгиба Тагирова кипела вовсю. Остался последний цикл. Все волновались. Мы с заместителем начальника Чиркейского СУ «Гидроспецстрой» Николаем Скибой, маркшейдером Владимиром Красковым и начальником участка Насрулой Ахавовым въезжаем в тускло освещенный гирляндами электрических ламп тоннель и скоро добираемся до тупика, отвесной скалы.

Тут сновали приземистые, юркие машины Саадулы Сулейманова, Шахбулата Магомедова и Александра Басова, разбирали и вывозили взорванную породу предпоследнего цикла.

Примерно через час – столько потребовалось, чтобы подготовить оставшуюся до сбойки 182-сантиметровую стену к взрыву, – приступили к работе бурильщики Александр Костюк и Ахмед Эмендалаев, а следом и взрывники Курамагомед Шамилов, Магомед Дибиров и Магомед Гасанов.

Пока забивали три контрольных шпура, рабочие и инженеры не скрывали волнения. Насколько верны расчеты? И тут подбежал горный мастер Давуд Абдурахманов и сообщил долгожданную весть: все три контрольных шпура вышли точно в контур встречного забоя. Сантиметр в сантиметр! Все стали поздравлять Краскова, который, конечно, волновался больше всех.

Уже поздно вечером вздрогнула земля под ногами, раздался глухой взрыв. Сбойка состоялась.

 

Статьи из «К 100-летию «ДП»»