Счастье было всегда
Гасан Раджабов – ветеран Великой Отечественной войны. Кажется, он никогда не жил счастливой жизнью: тяжелое детство, фронт, восстановление... Но он всё равно уверен, что счастье всегда было, просто его надо уметь разглядеть. И рассказал такую притчу:
«Один мудрец, выступая перед слушателями, рассказал анекдот. Вся аудитория смеялась. Через несколько минут он снова рассказал тот же анекдот – только несколько человек улыбнулись. Мудрец третий раз рассказал эту же шутку, но не засмеялся уже никто. Он улыбнулся и произнес: «Смеяться постоянно над одной и той же шуткой вы не можете. Так почему же вы постоянно позволяете себе плакать по одному и тому же поводу?».
Родился Гасан Раджабов 3 мая 1923 года в крестьянской семье. После окончания школы в 1939 году поступил в Дербентское педагогическое училище. В 1942 г. работал секретарем Халагского сельского совета. В том же году поступил в Бакинское военное училище. В составе 11-го гвардейского корпуса 9-й армии был направлен на фронт. 22 декабря в сражениях за Северный Кавказ на территории Северной Осетии получил тяжелое ранение в ногу и был направлен на лечение в госпиталь Махачкалы, а потом в Тбилиси. Там 6 января 1943 года был комиссован и отправлен домой.
Вместе с Гасаном Раджабовичем на фронт отправлялись 90 человек, большинство из них погибли или пропали без вести. Сегодня в Табасаранском районе остались только два ветерана — Гасан Раджабов из Халага и Али Алиев из Дарвага.
– Односельчане мои в те годы строили оборонительные сооружения вблизи Моздока, а остальные отправляли на фронт посылки, деньги, сухофрукты. Потом, когда война закончилась, создавали артели. Там и ковры ткали, и носки вязали. У нас было немало известных мастериц. Я на этой ковровой фабрике работал инженером, а потом директором. За доблестный труд многие ковровщицы были награждены орденами, избирались депутатами Верховного Совета ДАССР. В их числе Гюльпери Пачаева, Джамият Раджабова, Аминат Таибова и Кистамал Алибекова.
Когда Гасан Раджабович начинает рассказывать о своих сельчанах, то воспоминания уводят его в довоенное время, в начало коллективизации, становления колхоза.
– Сельчане активно вступали в колхозы вместе со своим инвентарем и живностью. Тогда крестьяне старались засевать все поляны на низменности и даже южные склоны гор, хотя урожайность там была мизерной. Трудное было время. Но люди всеми силами старались выжить и построить счастливое будущее. В начале 30-х годов был у нас председатель колхоза Агамагомед Пачаев, деловой, активный человек. Наше молодое хозяйство нуждалось в машине. Так председатель поехал в Москву и, знаете, добился выделения для колхоза водопроводных труб и автомашины. Вот была радость! В районе тогда таких машин было всего две или три. А чем колхозники могли заплатить? Конечно, продуктами. Расплатились орехами и сухофруктами.
Немного помолчав, как бы мысленно попрощавшись с теми давними событиями, ветеран возвращается в своих воспоминаниях в послевоенные годы.
— Большие проблемы в селе были с водой. Надо было строить водопровод. При рытье водопровода протяженностью около 15 км на помощь местным колхозникам целыми бригадами приходили жители близлежащих сел. Ведь вода нужна всем. Проведенный в 1950-х годах водопровод действует и сегодня.
Затем старожил края начинает рассказывать о знаменитых земляках:
— Жил у нас в селе известный арабист, все к нему за советами ходили. Его звали Наврузбег-эфенди Алибеков. Он входил в число самых известных людей того времени в Дагестане и Чечне, учил, что все люди на земле друг другу братья и сестры. На его могилу и сегодня многие приезжают. А место строительства мечети в селе было определено Абу Муслимом, который считается одним из первых распространителей ислама в Южном Дагестане в 730 гг. хиджры, или в 1330 году. Я это говорю, чтобы люди знали, что нашему Халагу много-много лет, – отмечает аксакал.
Вспомнил он и события 90-х. В те годы в селе функционировали совхоз «Труд», ковровая фабрика, школа, детский сад, медпункт, два магазина, мечеть, заново отстроенная в 2004 году стараниями внука Наврузбега-эфенди – Исамутдина. Спустя время остались лишь школа, мечеть и детсад. И то хорошо. Если в селе есть школа – значит, оно живет.
– Начальная школа в Халаге была открыта в 1930 году жителем села Хурциль Гаджи Нуровым. Помню еще учителя из Карика Мирзахана. А школьники были тогда разных возрастов: за одной партой сидели и те, кому восемь лет, и кому за 20. В годы Великой
Отечественной войны школу закрыли. Вновь она открылась в 1947 году.
Большую роль в развитии образования в нашем селе сыграл житель селения Гуми Рамазан Казиев. Он был одним из первых подготовленных специалистов Табасаранского района. Потом стали приезжать к нам русские учителя, педагоги из Северной Осетии, Хивского района, других сёл Табасаранского района, – вспоминает Гасан Раджабович.
Многое пережила школа. В 1966 году во время землетрясения здание было сильно разрушено. Учащимся из сёл Халаг и Бухнаг пришлось ходить за знаниями в школу соседнего села Гуми. Позднее две школы объединились, и на их основе была создана Халагская средняя школа. При ней открыли интернат с круглосуточным пребыванием детей. Пepвым директором назначили Нину Викторовну Сеидову – одну из тех молодых учительниц, которых направили в село на ликвидацию безграмотности.
В том же году начали строительство новой школы, но закончили только через 18 лет – в 1982-м, правда, обещанного спортивного зала как не было, так и нет. В 1983 году школа получила на учебные цели ГАЗ-52, и ее выпускникам, наряду с аттестатом об окончании, стали выдавать справки-свидетельства об изучении автомобиля, что облегчило получение водительских прав и профессии шофёра. В 1960-1980 годы школа оказывала большую помощь в выращивании и уборке урожая совхозу «Труд». В 2000 году Халагская СШ выиграла грант в 1 млн рублей. На эти средства было приобретено учебное оборудование, которого так не хватало.
… Много еще о чем вспоминал
Гасан Раджабович. Прощаясь, договорились встретиться на юбилейном Параде в Москве.
— Иншаллах, – сказал он с надеждой.
И мы будем верить в это.