Тренды, форматы, методики
В Республиканском центре образования прошел форум «Дополнительное образование детей в условиях новой реальности: тренды, форматы, методики». Перед его участниками стояла задача рассмотреть вопросы эффективной реализации Концепции развития дополнительного образования детей, наметить новые направления и перспективы.
В мероприятии приняли участие делегации Карачаево-Черкесии и Северной Осетии-Алании. Как итог состоялся продуктивный обмен опытом между субъектами Северо-Кавказского федерального округа и муниципальными образованиями Республики Дагестан. Организаторами форума выступили Минобрнауки РД, Ассоциация педагогов РД, ГБОУ РД «Республиканский центр образования» и ГАОУ ДО РД «Центр развития талантов РД «Альтаир».
На пленарном заседании с приветственным словом выступила председатель Комитета Народного Собрания по образованию и науке РД Елена Павлюченко. Она поблагодарила всех работников сферы дополнительного образования за большой труд, который они вкладывают в развитие детей, и выразила уверенность в том, что достигнуть технологического суверенитета России можно, развивая систему допобразования, уделяя внимание работе школьников в кружках и секциях по авиамоделированию, судостроению и другим инженерным специальностям. Именно в школе закладывается фундамент поступательного движения страны к технологическому прорыву.
«Я уверена, что у нашей страны великое будущее. И это будущее сегодня мы видим здесь вместе с вами», – сказала она.
К участникам обратились также заместитель министра образования и науки Северной Осетии-Алании Вадим Габеев и начальник отдела по воспитательной работе, дополнительного образования и защиты детей Минобрнауки КЧР Джульетта Гербекова. Они поблагодарили организаторов за приглашение на форум и заверили о своей готовности к сотрудничеству с нашей республикой.
О том, что в школах Дагестана в рамках национального проекта «Образование» выстроена и успешно работает система допобразования, рассказал министр образования и науки РД Яхья Бучаев: «В нашей республике в более 520 образовательных организациях созданы «Точки роста». В 2021 году создано более 76 тысяч мест дополнительного образования в 592 общеобразовательных организациях. В рамках нацпроекта «Образование» открыто четыре кванториума, пять IT-клубов, где наши школьники имеют возможность повышать свои компетенции».
По завершении тожественного открытия и пленарного заседания работа форума продолжилась в секциях.
Обсуждались, в частности, вопросы специфики подготовки специалистов в условиях единого образовательного пространства. О необходимости более широкого внедрения инклюзивного обучения говорили участники секции, посвященной проблеме организации дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тема секционных докладов и мастер-классов «Функциональная грамотность» ещё одно актуальное направление, закрепленное в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. Несколько докладов и мастер-классов было посвящено формированию читательской грамотности как основополагающего фактора в достижении цели научить детей пользоваться своими знаниями в обычной жизни.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей работа отдельной секции была посвящена вопросам сохранения отечественных академических традиций начального образования в области искусства, увеличения количества обучающихся по предпрофессиональным программам поддержки молодых специалистов, работающих в этой сфере.
На секции, посвященной роли школьного спорта и школьных спортивных клубов в развитии ребёнка, воспитанники РДЮСШ Минобрнауки РД рассказали о своих достижениях и провели мастер-класс.
Яхья Бучаев в этой связи говорил о важности проведения Школьной футбольной лиги (ШФЛ). Он напомнил, что проект «Футбол в школу» был инициирован Минпросвещения РФ. На его базе в Дагестане запустили свой проект футбольной лиги, поддержанный Главой республики.
ШФЛ, по словам министра, объединила более 150 тысяч школьников региона. Он отметил заслуги Республиканской детско-юношеской школы Минобрнауки РД, из стен которой вышло немало известных спортсменов, а также роль педагогов и тренеров в воспитании подрастающего поколения. Он также призвал коллег из муниципалитетов созданную в рамках национального проекта «Образование» инфраструктуру образовательных организаций наполнить качественным содержанием программ, в том числе и дополнительного образования.
На форуме работали презентационные площадки Центра развития талантов РД «Альтаир»: Экостанция, Ресурсный центр РДШ и Юнармия, Телевизионный отряд краеведов и следопытов (ТОКС), а также Детский технопарк «Кванториум».