Шаг вперед, два шага назад?
Пытливый ум нашего читателя, в особенности людей старшего поколения, обязательно проведет параллели между заголовком нашей статьи и известной работой В.И. Ленина. Для тех, кто не знаком с этим трудом, напомним его основной лейтмотив. Это работа, в которой из двухсот страниц нет ни одной, где классик марксизма-ленинизма так или иначе не критиковал бы «оппортунистов», «буржуазных интеллигентов» и «болото». Безусловно, в начале ХХ века эта тема была не просто важна для партии Ленина, но была фактом выживания социал-демократической рабочей партии. И хочу обратить внимание не на экскурс в историю, а на ключевое слово – ВЫЖИВАНИЕ.
Мы часто употребляем это слово, когда речь идет о жизни наших родных и близких людей. Когда мы с болью в душе и сердце экстренно обращаемся к тем, кто давал клятву Гиппократа, – к нашим врачам.
Сегодняшнее здравоохранение, безусловно, творит чудеса. С экранов телевизора нам постоянно (Национальный проект «Здоровье» – программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная Президентом России Владимиром Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов) говорят об особом отношении власти к системе здравоохранения вообще и к работникам этой системы в частности. И вся эта работа Президента и Правительства России направлена на то, чтобы мы, рядовые граждане (не очень люблю это словосочетание, так как возникает мысль, что есть и не рядовые, может быть, и генералы от гражданства), постоянно были обеспечены высококвалифицированной медицинской помощью. И это не просто слова. Вот некоторые цифры: расходы на национальный проект «Здоровье» составили 346,3 млрд рублей; продолжительность жизни в 2009 году – 69 лет, а в 2016 году – 72 года.
И эти статистические данные говорят о том, что федеральной властью предприняты планомерные действия, давшие этот положительный результат.
А что же в нашей республике?
В нашей газете было немало публикаций о системе здравоохранения в Дагестане, о врачах, о модернизации больниц и поликлиник, о ФАПах и о новых технологиях, внедряемых в медицинской отрасли республики. Одним из таких проектов было внедрение системы диспетчеризации скорой медицинской помощи.
Так, 31.10.2016 года состоялся аукцион (№0103200008416003069), в соответствии с которым в шести подведомственных Министерству здравоохранения Дагестана ГБУ (гг. Махачкала, Дербент, Буйнакск, Кизляр, Хасавюрт, Кизилюрт) было внедрено утвержденное Министерством здравоохранения РФ унифицированное типовое решение. Общая сумма контракта – чуть менее 36,5 млн рублей.
По идее и умудренному бюрократу-чиновнику, и дотошному читателю сразу становится понятно, что если «типовое унифицированное», значит, распространяемое по всей стране и разработанное высшей должностной инстанцией (Минздрав РФ), что наверняка есть его апробация и положительный опыт в других регионах, что это связано с информационными технологиями и, безусловно, попадает в Стратегию цифровой экономики, которую только в мае озвучил Президент России Владимир Путин (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»), и в Программу (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р), и что наконец-то и в нашей республике возможен хоть и локальный, но прорыв в сфере внедрения информационных технологий в госсекторе, но направленный исключительно на людей и для людей.
Исходя из тезиса Стратегии, все действия и планы правительства направлены на «… повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышение степени информированности и цифровой грамотности, улучшение доступности и качества государственных услуг для граждан…».
Мы, узнав об этой новации и стремлении чиновников республиканского Министерства здравоохранения к внедрению прогрессивных технологий, направили корреспондента в один из регионов, где данная система уже внедрена и работает. По результатам поездки был подготовлен материал, который опубликован в газете («Дагестанская правда» №№ 391-407 от 27.12.2016 года «ГЛОНАСС следит за скорой помощью»).
Но тут пытливый читатель может спросить: а где та нить между критической работой В.И. Ленина, словом «выживание» и здравоохранением?
Так вот, каков прок для нас от этой всей возни? Есть система или ее нет? Нужна она чиновникам от здравоохранения, врачам или нам? И вообще, есть ли прок от тех самых трат в размере чуть менее 36,5 млн государственных рублей, которые уже потрачены?
Прошел фактически год с момента внедрения системы. Потрачены не только бюджетные средства. Проведено обучение, приобретены материальные ресурсы, обеспечены шаги по повышению цифровой грамотности и обеспечено предоставление госуслуги с использованием современных цифровых технологий. А что же дальше? Что думают врачи и чиновники Министерства здравоохранения республики? А может, мы остановимся на этом?
Фактически два сценария: первый – развиваться и двигаться вперед; второй – забыть и предать забвению! Хочу подчеркнуть, уважаемые читатели, что оба от нас с вами впрямую не зависят. Но могу сказать одно: будет второй сценарий, вот тогда мы и столкнемся с выживанием. При этом высказать свою гражданскую позицию и потребовать от ответственных должностных лиц республиканского Минздрава конкретных последовательных планомерных действий, шагов, направленных на социально-экономическое развитие республики вообще и отдельных проектов в частности, мы имеем право.
В конечном итоге мы, проявляя гражданскую позицию, вправе спросить: а что делают чиновники Минздрава РД для повышения качества всех медицинских услуг вообще и проекта диспетчеризации скорой медицинской помощи в частности? Почему данная система успешно работает в других регионах России, а в Дагестане… пока мы даже понять не можем, как она работает? Какие есть проблемы? Кто и как их решает? И вообще, кто конкретно в министерстве отвечает за данный проект?
Или мы, журналисты, видя этот передовой опыт в других регионах, будем писать только о достижениях за пределами республики? Или же мы будем с гордостью говорить о наших достижениях? Мы хотим последнего! Тем паче потенциал в республике был и, надеемся, остался.