Сила людей – в единстве
Во все времена, при любых социальных условиях людям были важны взаимопомощь, поддержка друг друга, согласие и солидарность на уровне всех социальных коллективов (семейного, трудового, учебного и др.). Ярким примером здесь может служит веками апробированный опыт народной педагогики.
В процессе становления и развития народная педагогика нашла весьма эффективные формы взаимоподдержки людей в различных повседневных и даже экстремальных ситуациях. К таким формам относятся трудовое обучение и воспитание детей по оказанию взаимопомощи, известной у русских как «помочь», у казахов – «асар», у татар как «уме», а у дагестанцев – «гвай» (авар.), «вука», «билхъа» (дарг.), «мел» (лезг.), «марша» (лак.), «булкъа» (кум.).
Историческая характеристика процесса дагестанской взаимопомощи дается в трудах наших ученых историков и этнографов Х.-М. Хашаева, Р. Магомедова, А. Алиева и других.
Необходимость помочь соседу, односельчанину, вообще нуждающемуся является духовной потребностью трудящегося человека, одной из основ его бытия в обществе. О человеке, безразличном к чужим заботам, у дагестанского труженика складывается нелестное мнение. Народная педагогика Дагестана осуждает всякое равнодушие к чужой радости, беде, к торжествам, рекомендует искоренять его еще в зачатке. В противном случае, отмечают мудрецы, оно может стать чертой характера человека.
Народная взаимопомощь характеризуется тем, что, включаясь в нее, люди сознательно стремятся к добру, оказывают безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку достойному члену общества. В этой связи народная взаимопомощь во всех своих видах (уборка урожая, вспашка, постройка жилища, устройство свадеб, чесание шерсти и т. д.) является величайшим проявлением человеческой духовности, объединяющим людей для единой благородной цели – включения человека в настоящий труд: бесплатный труд на пользу общества, труд не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия на вознаграждение, труд по привычке работать на общую пользу.
Социально-педагогическая значимость народной взаимопомощи заключается в том, что в основе ее лежат высокие нравственные принципы, главное из которых осознанное желание оказать бескорыстную помощь нуждающимся. Более того, здесь человек, как говорится, «может и себя показать, и на людей посмотреть». К этому обязывают и правила взаимопомощи: явись не бременем, явись ко времени, нарядись по работе, по совести трудись, по совести отдыхай, сделав добро – забудь, а получив добро, помни.
Большая организованность и дисциплина в работе – пребывать вместе, начать по данному знаку, не упускать случая состязаться между собой, стараясь опередить друг друга, отдыхать вместе, петь вместе — развивают у участников взаимопомощи чувства коллективизма и товарищества. Труд при взаимопомощи сближает людей, делает их щедрыми, добрыми. Участвующие в работе получают огромное моральное удовлетворение. Всё это – образцовый пример трудолюбия для подрастающего поколения, наглядное проявление идеологического единства общества.
Народная взаимопомощь со всей видоформенной структурой своей организации (сбор колосьев, соломы, хвороста, куда вовлекают детей 7–12-летнего возраста, мытье шерсти, обмазывание глиной сакли, жатва, где участвуют девушки и женщины; унавоживание полей, стрижка овец, набрасывание на крыши земли, перекидывание балок, сенокошение, где участвуют молодежь и мужчины), системой учета половозрастных различий, физических и трудовых способностей привлекаемого населения, приглашение детей и подростков, молодежи, девушек и женщин, опытных мужчин, физически крепких и т. д.) является благоприятной средой для передачи юному поколению трудового опыта, нравственных и эстетических традиций старших поколений.
Традиция взаимопомощи распространяется на все сферы жизни и деятельности дагестанцев. Крайне обязательным считается ее соблюдение в отношении к обездоленным, сиротам, семьям без кормильца, семьям, которых постигло горе, семьям, где намечена свадьба сына или дочери.
Выручая семью без кормильца, женщину-мать, оставшуюся с маленькими детьми, аул всем джамаатом и при участии детей и подростков готовит им топливо, корм для скота, убирает урожай, достраивает дом, заботится о благополучии детей. Окружать вниманием семьи, оставшиеся без кормильцев, считается нравственным долгом односельчан. Из этого складывается уважение и к аулу, и к его джамаату, и ко всему народу.
Не менее важным считается у народа оказание своевременной моральной и материальной поддержки семье, родным и близким умершего. Сюда входят своевременное появление у дома покойника, выражение соболезнования родным и близким, разделение с ними горя, облегчение горя пострадавшей семьи добрыми словами, пожеланиями, взятие на себя заботы по проведению необходимых обрядов.
В похоронном обряде народной нравственностью четко определены функции и обязанности каждого члена джамаата, начиная от аксакала, кончая подростком. Перед фактом смерти всё мелкое, преходящее отступает: забываются какие-то обиды, стычки, люди приходят пожать руку, выразить сочувствие, высказать добрые слова, проявляют великодушие и благородство.
Помощь семье, где намечена свадьба, заключается в моральной поддержке джамаатом родителей жениха и невесты (поздравления, благопожелания, советы), участии родственников в подготовке и проведении свадьбы (взятие на себя заботы по приему и обслуживанию гостей, по приготовлению праздничного стола, по обслуживанию музыкантов и т. д.), участии сельского джамаата в свадебном торжестве и вечере (поздравление жениха и невесты, исполнение в их честь песен и танцев) и прочее.
В народной взаимопомощи, как ни в каком другом труде, ярко раскрываются удачи и недостатки семейного воспитания, восполняются упущения, глубже осмысливаются такие нравственные понятия, как долг, обязанность, порядочность, взаимовыручка, взаимоуважение, формируются чувства самосознания и морального удовлетворения.
Народная педагогика придаёт большое значение коллективным видам деятельности, что непосредственно приучает детей, подростков и всю молодежь к трудовой взаимопомощи при выполнении разнообразных трудовых операций, солидарности, к объединению взглядов, трудовых интересов, усилий, знаний, умений и навыков, направленных на благо человека и общества: «Кто не с людьми – тот словно и не родился», «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет», «Рост аула – это люди, сила аула – единство», «Один поможет – ты вдвое сильней, двое помогут – в сто раз сильней», «Гора не нуждается в горе, а человеку без человека – не быть».