X
07:41 22.03.2024

Сила людей – в единстве

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2024 № 43
21

Во все времена, при любых социальных условиях людям были важны взаимопомощь, поддержка друг друга, согласие и солидарность на уровне всех социальных коллективов (семейного, трудового, учебного и др.). Ярким примером здесь может служит веками апробированный опыт народной педагогики.

В процессе становления и развития народная педагогика нашла весьма эффективные формы взаимоподдержки людей в различных повседневных и даже экстремальных ситуациях. К таким формам относятся трудовое обучение и воспитание детей по оказанию взаимопомощи, известной у русских как «помочь», у казахов – «асар», у татар как «уме», а у дагестанцев – «гвай» (авар.), «вука», «билхъа» (дарг.), «мел» (лезг.), «марша» (лак.), «булкъа» (кум.).

Историческая характеристика процесса дагестанской взаимопомощи дается в трудах наших ученых историков и этнографов Х.-М.  Хашаева, Р.  Магомедова, А. Алиева и других.

Необходимость помочь соседу, односельчанину, вообще нуждающемуся является духовной потребностью трудящегося человека, одной из основ его бытия в обществе. О человеке, безразличном к чужим заботам, у дагестанского труженика складывается нелестное мнение. Народная педагогика Дагестана осуждает всякое равнодушие к чужой радости, беде, к торжествам, рекомендует искоренять его еще в зачатке. В противном случае, отмечают мудрецы, оно может стать чертой характера человека.

Народная взаимопомощь характеризуется тем, что, включаясь в нее, люди сознательно стремятся к добру, оказывают безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку достойному члену общества. В этой связи народная взаимопомощь во всех своих видах (уборка урожая, вспашка, постройка жилища, устройство свадеб, чесание шерсти и т. д.) является величайшим проявлением человеческой духовности, объединяющим людей для единой благородной цели – включения человека в настоящий труд: бесплатный труд на пользу общества, труд не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия на вознаграждение, труд по привычке работать на общую пользу.

Социально-педагогическая значимость народной взаимопомощи заключается в том, что в основе ее лежат высокие нравственные принципы, главное из которых осознанное желание оказать бескорыстную помощь нуждающимся. Более того, здесь человек, как говорится, «может и себя показать, и на людей посмотреть». К этому обязывают и правила взаимопомощи: явись не бременем, явись ко времени, нарядись по работе, по совести трудись, по совести отдыхай, сделав добро – забудь, а получив добро, помни.

Большая организованность и дисциплина в работе – пребывать вместе, начать по данному знаку, не упускать случая состязаться между собой, стараясь опередить друг друга, отдыхать вместе, петь вместе — развивают у участников взаимопомощи чувства коллективизма и товарищества. Труд при взаимопомощи сближает людей, делает их щедрыми, добрыми. Участвующие в работе получают огромное моральное удовлетворение. Всё это – образцовый пример трудолюбия для подрастающего поколения, наглядное проявление идеологического единства общества.

Народная взаимопомощь со всей видоформенной структурой своей организации (сбор колосьев, соломы, хвороста, куда вовлекают детей 7–12-летнего возраста, мытье шерсти, обмазывание глиной сакли, жатва, где участвуют девушки и женщины; унавоживание полей, стрижка овец, набрасывание на крыши земли, перекидывание балок, сенокошение, где участвуют молодежь и мужчины), системой учета половозрастных различий, физических и трудовых способностей привлекаемого населения, приглашение детей и подростков, молодежи, девушек и женщин, опытных мужчин, физически крепких и т. д.) является благоприятной средой для передачи юному поколению трудового опыта, нравственных и эстетических традиций старших поколений.

Традиция взаимопомощи распространяется на все сферы жизни и деятельности дагестанцев. Крайне обязательным считается ее соблюдение в отношении к обездоленным, сиротам, семьям без кормильца, семьям, которых постигло горе, семьям, где намечена свадьба сына или дочери.

Выручая семью без кормильца, женщину-мать, оставшуюся с маленькими детьми, аул всем джамаатом и при участии детей и подростков готовит им топливо, корм для скота, убирает урожай, достраивает дом, заботится о благополучии детей. Окружать вниманием семьи, оставшиеся без кормильцев, считается нравственным долгом односельчан. Из этого складывается уважение и к аулу, и к его джамаату, и ко всему народу.

Не менее важным считается у народа оказание своевременной моральной и материальной поддержки семье, родным и близким умершего. Сюда входят свое­временное появление у дома покойника, выражение соболезнования родным и близким, разделение с ними горя, облегчение горя пострадавшей семьи добрыми словами, пожеланиями, взятие на себя заботы по проведению необходимых обрядов.

В похоронном обряде народной нравственностью четко определены функции и обязанности каждого члена джамаата, начиная от аксакала, кончая подростком. Перед фактом смерти всё мелкое, преходящее отступает: забываются какие-то обиды, стычки, люди приходят пожать руку, выразить сочувствие, высказать добрые слова, проявляют великодушие и благородство.

Помощь семье, где намечена свадьба, заключается в моральной поддержке джамаатом родителей жениха и невесты (поздравления, благопожелания, советы), участии родственников в подготовке и проведении свадьбы (взятие на себя заботы по приему и обслуживанию гостей, по приготовлению праздничного стола, по обслуживанию музыкантов и т. д.), участии сельского джамаата в свадебном торжестве и вечере (поздравление жениха и невесты, исполнение в их честь песен и танцев) и прочее.

В народной взаимопомощи, как ни в каком другом труде, ярко раскрываются удачи и недостатки семейного воспитания, восполняются упущения, глубже осмысливаются такие нравственные понятия, как долг, обязанность, порядочность, взаимовыручка, взаимоуважение, формируются чувства самосознания и морального удовлетворения.

Народная педагогика придаёт большое значение коллективным видам деятельности, что непосредственно приучает детей, подростков и всю молодежь к трудовой взаимопомощи при выполнении разнообразных трудовых операций, солидарности, к объединению взглядов, трудовых интересов, усилий, знаний, умений и навыков, направленных на благо человека и общества: «Кто не с людьми – тот словно и не родился», «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет», «Рост аула – это люди, сила аула – единство», «Один поможет – ты вдвое сильней, двое помогут – в сто раз сильней», «Гора не нуждается в горе, а человеку без человека – не быть».

Статьи из «Общество»

Рука дающего

3
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

62
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

6
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

3
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

15
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

4
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

8
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...

Было на кого равняться

14
Профессия журналиста хороша тем, что дарит встречи с интересными, неординарными людьми, у...

От связиста до прокурора

28
День вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну Магомед Халитов (на снимке)...

Они не пропали без вести

66
Командир ТОКСа Магомед Нурасулмагомедов принёс в редакцию «Дагестанской правды» письмо из...

Путин о БРИКС

17 часов назад