Система доказала свою эффективность
Абсолютно все владельцы автотранспортных средств (особенно те, кто пренебрегает ПДД) стали невольными, но обязательными участниками программы, имеющей одну цель – сохранить жизнь и здоровье участников дорожного движения.
Благодаря этой системе работа по выявлению нарушителей и профилактике ДТП вышла на качественно новый уровень, а аварийность существенно уменьшилась. Впрочем, сейчас речь идёт не об этом, а о том, как работает Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Сюда, в эту святая святых системы, после согласований и переговоров с МВД и Управлением ГИБДД республики удалось попасть нашему корреспонденту.
Как рассказал начальник ЦАФАП ГИБДД МВД по РД подполковник полиции Магомед Байзанов, сегодня в центре аккумулируются все материалы, поступающие от 102 установленных на автодорогах и в городах республики комплексов фото- и видеофиксации. Здесь же осуществляется их обработка, по результатам которой принимаются решения о вынесении постановлений по административным делам в сфере дорожного движения. Далее постановления вместе с квитанциями направляются собственникам транспортных средств.
Основная особенность автоматизированной системы заключается в том, что специальные камеры видят все полосы движения во встречном и попутном направлениях на автотрассах, а также движение на перекрёстках в городах. Комплексы установлены в местах наибольшей плотности автомобильных потоков либо в местах, представляющих реальную опасность для жизни и здоровья как водителей, так и пешеходов. В Махачкале установлены 42 таких комплекса (21 контролируют скорость и 21 – проезд перекрёстков). На федеральных автодорогах «Кавказ» и «Астрахань – Махачкала» за скоростью автомобилей следят 27 комплексов, в Каспийске – 12, в Дербенте – 11, в Кизилюрте – 1. Места установки согласованы с ГИБДД с учётом концентрации ДТП. На автодорогах регионального значения Минтрансом РД дополнительно установлены 50 стационарных камер.
Сегодня возможности аппаратных комплексов позволяют только одному инспектору рассматривать в сутки по 500-700 нарушений ПДД. Ежедневно в центр поступает до 8 тысяч дел об административных правонарушениях, с начала 2020 года вынесено более 665 тыс. постановлений на общую сумму около 520 миллионов рублей. В Службу судебных приставов направлено около 213 тысяч постановлений на сумму 167,5 миллиона рублей.
Видеокамере, фиксирующей нарушения, и инспектору центра абсолютно всё равно, кто находится за рулём автомобиля – будь это судья, прокурор, сотрудник МВД и ФСБ или самого центра. Перед направлением вынесенного постановления об административном правонарушении виновнику – собственнику автомобиля – проводится большой объем работы. Сначала проходит идентификация транспортного средства, его номерных знаков, марка и цвет автомобиля, затем определяется его собственник через Федеральную информационную систему ГИБДД с установлением адреса проживания, рассматривается собственно нарушение, после чего принимается решение о привлечении к административной ответственности и вынесении постановления. Так формируется «письмо счастья», заверенное электронно-цифровой подписью, которое направляется собственнику. А вот здесь наступает известная коллизия, когда в результате недостаточно проворной работы почтовой службы виновник это письмо получает с большим опозданием или не получает вовсе. Впрочем, тут может быть и вина самого нарушителя, если он проживает не по прописке или уже не является владельцем автомобиля, давно продав его без оформления.
Как известно, у водителя есть 10 суток, чтобы обжаловать постановление, после которых нужно не позже 60 дней после наложения штрафа его оплатить. С 1 января 2016 года действует закон, предоставляющий автомобилистам денежную скидку в 50% в случае оплаты штрафа в течение 20 дней с момента составления протокола. Но возможность получения скидки не касается серьезных проступков вроде управления транспортом в нетрезвом состоянии, повторных нарушений в течение года.
Как разъяснил заместитель начальника центра подполковник полиции Олег Курбанов, повторная фиксация в течение одного года следующих нарушений: проезд на красный свет светофора, превышение скорости на 40 и более километров в час, выезд на встречную полосу движения – грозит штрафом с суммой в пять раз большей, кроме того, и 50% скидки здесь уже действовать не будут.
Олег Курбанов также дал рекомендацию: «письмо счастья» может дойти не сразу, поэтому надо регулярно проверять наличие штрафов на сайте ГИБДД, чтобы не упустить льготный период в 20 дней. Что касается обладателей автомобилей с госномерными знаками, выданными в других странах (Армения, например), полагающих, что нарушение ПДД в зоне действия систем фото-, видеофиксации им ничем не грозит, он сообщил, что таковых в республике зафиксировано уже более 400 человек (с 3500 нарушениями). База данных далее формируется, впрочем, дорабатывается и вся программа в целом, что поможет исключить спорные моменты и не допустить напрасных и незаслуженных наказаний.
Старший инспектор по исполнению административного законодательства капитан полиции Ризвет Абдуллаев добавил, что основными нарушениями являются превышение установленной разрешенной скорости и неостановка на стоп-линии перед светофором, а среди самых опасных – проезд на запрещающий сигнал светофора и выезд на полосу встречного движения.
Он уточнил, что выезд на жёлтый сигнал светофора, который активно фиксируется камерами, не так безобиден, как кажется на первый взгляд. Опасность заключается в преждевременном начале движения после остановки у светофора. Иной раз, по его словам, бывает даже жаль неосторожного водителя автомобиля, но фиксирующая техника неумолима.
ЦАФАП занимается не только ПДД. По ориентировке центра задержаны автомобили, находившиеся в федеральном розыске, не говоря уже о тех, кто передвигался с подложными номерными знаками. Автоматизированная система фиксации правонарушений доказала свою высокую эффективность. В настоящее время идёт работа над дальнейшим ее развитием и расширением и в других городах республики.