… Скоро во всех шиномонтажках страны
Зима перестала быть зимой, но это не отменяет требований Госавтоинспекции к сезонной «переобувке» автомобилей. Предпочтения в этом плане у водителей разные: самые предусмотрительные устанавливают шипованную резину, некоторые ограничиваются «липучкой». По всей видимости, первым можно будет не клеить треугольник «Ш» на заднее стекло машины – законодатели в очередной раз не сочли это необходимостью. Но покатушки на летней резине по гололеду могут обойтись гораздо дороже возможных штрафов.
Дорогое удовольствие
По данным статистики, порядка 25 млн автомобилистов в нашей стране зимой использует шипованную резину. Ее влияние на дороги не так давно вновь обсуждали депутаты Госдумы. По данным РосдорНИИ, в России каждый год на ремонт дорожного покрытия тратят от 60 до 220 млрд рублей. При этом Российский университет транспорта озвучил данные, согласно которым 53 млрд
рублей уходит на ремонт колейности, возникающей чаще всего как раз из-за шипованных шин.
По правилам техрегламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, в России с декабря по февраль запрещено ездить без зимних шин, а с июня по август нельзя использовать шипованную резину. Наказания за нарушение этих правил до последнего времени не было. В 2016 году группа депутатов предложила ввести штраф в 2000 рублей, но инициатива не была поддержана.
Этой осенью ГИБДД разместила на regulation.gov.ru в новой редакции проект «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств». Перечень является приложением к ПДД: если инспектор при проверке выявляет нарушения из списка, он вправе вынести штраф по ст. 12.5 КоАП. Среди прочего нарушением может считаться, если «транспортные средства укомплектованы шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август); транспортные средства категорий M1 и N1 (легковые автомобили, небольшие коммерческие грузовички. – Т.М.) не укомплектованы зимними шинами в зимний период (декабрь, январь,
февраль)».
Специалисты-дорожники считают, что необходимо ввести штраф за нарушение правил применения шин, разрешить властям в регионах самостоятельно определять период эксплуатации сезонных покрышек, запустить систему автоматической идентификации транспорта с шипами с помощью камер.
Сезонное противостояние
Расхождения в предпочтениях среди водителей – ставить «шипы» или «липучку» – остаются актуальными из года в год. Одни считают, что при передвижении по городу вполне безопасно и логично использовать второй вариант. Объясняется это уборкой городских магистралей от снега и отсутствием гула от шипов. В нашей республике автомобилистам часто приходится ездить в горные села, тут одной «липучкой» не обойтись. И хотя зима в последнее время не сильно радует снегом, меньше шансов скатиться в обрыв на горном перевале будет у тех, кто выберет шипованную резину.
В городе же по большому счету необходимости в «шиповке» не бывает. Тем более что такой выбор на сухом асфальте может сыграть злую шутку, когда «шиповка» при резком торможении как раз скользит практически как на льду.
Предзаменный осмотр
Тем временем непредвзятые работники шиномонтажных мастерских советуют надевать зимнюю резину уже в тот момент, когда температура воздуха не поднимается выше семи градусов. При таких погодных условиях ночные заморозки и обледенение дорог могут застать водителей врасплох. К тому же следует помнить, что сезонные очереди в шиномонтажки уже не за горами, да и повышение цен на зимнюю резину и услуги по ее замене тоже вполне вероятны.
Специалисты советуют перед посещением мастерских проверить остаточную глубину протектора, которая не должна быть меньше 4 мм, если покрышки уже использовались не один сезон. Количество самих шипов на резине должно быть не менее 50 процентов, в противном случае стоит приобрести новые колеса. Не стоит заострять внимание на стране-производителе, поскольку большинство предприятий наладило выпуск в России.
Классический треугольник
Теперь водителей не обязывают клеить на заднее стекло автомобиля треугольник «Шипы». Предписание отменили в ноябре 2018 года постановлением об изменениях в Правилах дорожного движения, подписанным Дмитрием Медведевым, занимавшим в то время пост премьер-министра России. На утверждение этого документа у Госавтоинспекции и чиновников ушло более полугода, чтобы пояснить, что норма «давно утратила свою актуальность».
Кроме того, было озвучено, что наклейка негативно влияет на задний обзор, мешая водителям совершать маневры. В то же время государственная компания «Автодор» в этом году выступила за возвращение знака. По всей видимости, использовать его или нет, будут решать сами автомобилисты, но штрафовать за отсутствие наклейки «Ш» не станут.