Купить PDF-версию
20:08 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X
09:03 22.02.2019

Скульптура из… кожи

Исторически так сложилось, что почти каждое село в Дагестане специализировалось на какой-нибудь отрасли хозяйства. Где-то в больших объемах выращивали кукурузу, где-то – капусту, картофель, виноград или яблоки, абрикосы… Но были и села, издревле прославившиеся ремеслами и даже художественным прикладным искусством: ковроделием, женскими украшениями из золота, серебра, роскошно дополняющими национальный костюм, известными изделиями из глины, металла, воздушными платками – тастарами из натуральных шелковых нитей, кольчугами, оружием…

Гасан Эфендиев (на снимке) родился в селении Шовкра, что в Лакском районе, где с натуральной кожей на «ты». Его земляки создали целое направление в производстве мужской обуви, известное в народе как «лакская обувь», ставшее фирменным знаком. Да так в этом преуспели, что ходят слухи, что даже государственные мужи в Кремле носят изящные, удобные лакские туфли.

Но как-то так вышло, что Гасан, вопреки родовому коду, поначалу увлекся арабской каллиграфией. Его манила замысловатая вязь линий, но выписывать их тушью на бумаге ему было малоинтересно. Уже в подростковом возрасте он искал свой путь и попробовал арабские слова вырезать на камне. Юноша завороженно вел резец по известняку, рождая орнамент. Чтобы увлечение приносило и материальную пользу, Гасан стал брать заказы сельчан на изготовление надгробных камней, увековечивая имена усопших.

Отслужив в армии, парень поступил в институт, изучал экономику и управление производством. Учился заочно в Махачкале и, чтобы жить, не утруждая своими заботами родителей, работал в мастерской по изготовлению обуви подмастерьем. Ему поручали важные процессы: сбивку, затяжку будущих кожаных мужских туфель. Дело спорилось, сказались родовые гены шовкринцев. Кожа покорялась его рукам, он ощущал ее качества, ее характер.

Однажды, достав из чана замоченный с тугой текстурой лоскут кожи, Гасан стал мять его в руках, надеясь добиться нужной эластичности, как вдруг увидел, что из-под рук появилось лицо старухи с недовольной гримасой и причудливо скорченной рожицей. Показал её коллегам, все громко смеялись, удивляясь созданному невзначай образу.

Это увлекло Гасана. Стал из кожи, как он говорит, лепить лица с разными настроениями, не прибегая к помощи каких-либо инструментов, используя лишь ощущение кожи под пальцами и творческую фантазию. А фантазия завела его далеко – от Кавказских гор до Африки. Он создал большую серию не только знакомых лиц, но и африканских масок. Ненужное от куска кожи отсекал, но не выбрасывал даже небольшие полоски, из которых потом нередко рождалась малая скульптура: пара, танцующая лезгинку, неизвестные животные, фигурки, даже боевые пушки, которые в далекие времена заряжали горящими ядрами, кавказский аул с саклями, старинными башнями, улочками, гуляющими за плетнем чьего-то дома курами.

Все эти замысловатые творения тесными рядами украшают подоконники, полки его мастерской, в которой уже нет намека на обувь. Гасан давно забросил родовое обувное дело, с головой уйдя в изготовление из кожи различных панно, большого диаметра блюд, подобие тех, что сделаны из металла, с таинственной гравировкой, украшающих стены горского дома, подносов, мужских ремней, женских сумок, украшений для сотовых телефонов, даже ковров из кожи, кресел для отдыха из полосок и крученых жгутов кожи.

Гасан использует для своих изделий бросовое сырье – кожу с головы убойного рогатого скота, которую обыкновенно выбрасывают. Но умелые руки мастера находят все большее применение этой коже. Фантазия его безгранична – от кожаных шестигранных плит для покрытия пола и облицовки домашнего интерьера чёткими прямоугольниками разных оттенков коричневой кожи до малой скульптуры, ножен для сувенирного оружия и даже бус для модниц.

Изделиям дагестанца из горного селения Шовкра удивлялись дизайнеры мебели, искусствоведы, знатоки-прикладники из Боливии, Мадагаскара, Казахстана, многочисленные посетители выставок в Краснодаре, Калуге, Москве, Махачкале, Каспийске.

Театр Бориса Покровского в Москве в фойе вывесил на обозрение зрителей, приходящих на спектакли, серию масок, вылепленных из кожи ремесленником Гасаном Эфендиевым. А гости Дагестана со всех уголков России увозят домой книги знаменитого Расула Гамзатова в кожаном окладе, сделанном руками мастера редкого искусства.

Статьи из «Общество»

«Воевали мы не за награды»

5
Магомеду Мусаеву из селения Мехельта Гумбетовского района в 1947 году исполнилось 18 лет....

Посвятившая жизнь детям

4
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Не уходи, тюлень!

4
… Девяностые годы прошлого века. «Дагестанская правда» основательно взялась за защиту...

Обнимайте своих мам, пока они рядом…

45
День матери. Самый главный праздник человечества....

Сильные духом

156
В День матери нельзя не рассказать о женщинах, которые уже никогда не услышат слов...

Легендарный генерал Араблинский

8
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Главное оружие – наше единство

29
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

44
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...