Следующая станция – музей
«Па, посмотри, какой поезд! – тычет дочурка пальчиком в макет. – А почему он такой маленький, Шамиль? На нем мышки катаются?». «Камуся, этот паровоз – игрушка. Папа нас в музей привел», – попытка сына разъяснить нашу миссию сделала глаза дочери еще круглее.
Ох и папа! Родился и жил здесь, в Дербенте, буквально в двухстах метрах от железнодорожного вокзала, и когда-то вдоль и поперек исследовал с друзьями старый перрон и вагоны снизу изучил не хуже местных технарей, а вот слыхом не слыхивал о привокзальном музее. И если бы не Владимир Васильев… Но об этом чуть позже.
Коря себя за неосведомленность, запрыгиваю c детьми в машину, еду на вокзал. В ожидании гида, хранителя и хозяина музея, почетного работника железнодорожной отрасли Гаджиаги Магомедшерифова (на снимке) решил сам провести короткую экскурсию. Вышло не очень. Поднялись на мост. «Вот по нему-то мы и возвращались домой из школы, чаще проделывали это, перелезая через перила, ухватившись за них с обратной стороны». – «А полицейские не видели?» – «Полицейские – нет. Зато милиция была зоркой. В местном отделении нас видели чаще, чем дома». – «А где тут отделение?» – «Да вот же оно… Подожди-ка! Ты посмотри, что это?!»
А это огромный черно-красный паровоз стоит на постаменте. Он тут в роли и встречающего, и провожающего. Сбегаем вниз, фотографируемся. Ощущение непередаваемое. Мальчишку, живущего в каждом великовозрастном мужике, интересует все: на ходу ли этот «дед», откуда он тут? Лопнуть от нетерпения не дал Гаджиага, позвонил как раз в тот момент, когда нас чуть не понесло в кабину машиниста.
История у «паровоза с бородой», как зовет его Гаджиага (навеяно схожестью путеочистителя, смонтированного на нижней передней части локомотива, с лицевой растительностью у мужчин), такая же «бородатая» – аж с 2002 года тянется. Тогда он обратился к начальству с просьбой о выделении паровоза, мечтал установить его на перроне Дербентского железнодорожного вокзала, чтобы каждый пассажир видел, чувствовал, осязал историю. Понимания не находил, что очень расстраивало, но не отчаивался. На то он и человек-локомотив. Штурмуя собственным путеочистителем чиновничьи коридоры, добился-таки своего.
А вышло так. На станции Тихорецкая Ростовской области стоял списанный паровоз: трудягу сдавали на металлолом. «Можешь – забери», – предложили Гаджиаге в Центральном музее железнодорожного транспорта.
– А как забрать? Это же не коробка спичек, в кармане не унесешь. Да и предложение музея – это не разрешение. А его только Москва могла выдать. Короче говоря, добился. Спасибо ростовским коллегам: они нашего «Л-ку» (паровоз 1954 года выпуска модели «Л-3789». – Т.М.) очистили от ржавчины, покрасили. И вот он – красавец! Мы его в мае 2017 года в сцепке с электровозом притащили, водрузили на постамент, – с гордостью рассказывает Гаджиага.
Событие приурочили к Дню железнодорожника и открытию музея «Железнодорожник», история создания которого не менее богатая. 20 лет назад на митинге, посвященном празднованию 100-летия со дня прибытия на станцию Дербент первого пассажирского поезда, Гаджиага озвучил идею создания дома истории железных дорог. Поначалу все его экспонаты ютились в доме энтузиаста, позже перекочевали в кабинет бывшей бухгалтерии вокзала. Потом – в уголок технической библиотеки при локомотивном депо. После – в складские помещения багажного отделения станции. И только в июле 2017 года нашли свое пристанище в одном из залов старого здания вокзала – бывшем ресторане. Здесь, кстати говоря, в 1914 году был дан обед Николаю II. Поговаривают, что император попросил вареный картофель с селедкой.
Сегодня здесь потчуют интеллектуальной пищей. И «повар» Гаджиага Магомедшерифов предлагает ассортимент «блюд» из 400 экспонатов и почти 700 старых фотографий, подшивок печатных изданий разных времен, рассказывающих об истории железных магистралей России и родного Дагестана: пульты управления дежурного по станции, старые билеты, телефон-коммутатор, дорожные знаки и фонари, тележки, сумки машинистов, их личные вещи, мебель…
Такой маленький привокзальный Эрмитаж – всего и не упомнишь. Для него все, что собрано здесь, – собственные находки, подарки коллег из разных регионов страны, друзей и внуков, знающих о большой любви деда к истории стальных магистралей, людям, трудящимся на них, – бесценно, потому и вход бесплатный. Каждый день он приезжает из Араблинки, что в 12 километрах от Дербента, чтобы открыть дверь в мир железнодорожной истории школьникам, студентам, туристам, железнодорожникам, приводящим сюда детей и внуков.
И при чем же здесь Владимир Васильев, спросите вы? Все просто: если бы не руководитель республики, посетивший музей в апреле вместе с начальником СКЖД Владимиром Пястоловым, я бы о таком уголке истории и не узнал.
Интересуюсь у хранителя музея: понравилось ли руководству увиденное?
– Понравилось. Интересовались всем, но у Владимира Абдуалиевича и Владимира Геннадьевича особый интерес вызвали макеты первого паровоза Черепановых и единственного в мире памятника, посвященного рельсу.
… 25 октября 1898 года дербентцы встречали первый поезд. Пыхтя котлом, паровоз притащил пассажирские вагоны под звуки играющего на перроне военного оркестра. Сегодня электровозы торжественно гудят, приветствуя встречающего их ветерана – того самого «бородатого Л-ку», горделиво демонстрирующего красную звезду на своем паровом котле. Он – символ великой истории великой страны.
Доставивший сюда этого трудягу человек-локомотив Гаджиага Магомедшерифов, объясняя свое упорство и принципы, говорит: «Время остановить невозможно, но запечатлеть навеки хотя бы какие-то его фрагменты мы обязаны! Историю нужно уважать. Тогда будущее будет к нам благосклонно».