Купить PDF-версию
06:47 | 16 октября, Чт
X
09:03 27.04.2018

Следующая станция – музей

«Па, посмотри, какой поезд! – тычет дочурка пальчиком в макет. – А почему он такой маленький, Шамиль? На нем мышки катаются?». «Камуся, этот паровоз – игрушка. Папа нас в музей привел», – попытка сына разъяснить нашу миссию сделала глаза дочери еще круглее.

Ох и папа! Родился и жил здесь, в Дербенте, буквально в двухстах метрах от железнодорожного вокзала, и когда-то вдоль и поперек исследовал с друзьями старый перрон и вагоны снизу изучил не хуже местных технарей, а вот слыхом не слыхивал о привокзальном музее. И если бы не Владимир Васильев… Но об этом чуть позже.

Коря себя за неосведомленность, запрыгиваю c детьми в машину, еду на вокзал. В ожидании гида, хранителя и хозяина музея, почетного работника железнодорожной отрасли Гаджиаги Магомедшерифова (на снимке) решил сам провести короткую экскурсию. Вышло не очень. Поднялись на мост. «Вот по нему-то мы и возвращались домой из школы, чаще проделывали это, перелезая через перила, ухватившись за них с обратной стороны». – «А полицейские не видели?» – «Полицейские – нет. Зато милиция была зоркой. В местном отделении нас видели чаще, чем дома». – «А где тут отделение?» – «Да вот же оно… Подожди-ка! Ты посмотри, что это?!»

А это огромный черно-красный паровоз стоит на постаменте. Он тут в роли и встречающего, и провожающего. Сбегаем вниз, фотографируемся. Ощущение непередаваемое. Мальчишку, живущего в каждом великовозрастном мужике, интересует все: на ходу ли этот «дед», откуда он тут? Лопнуть от нетерпения не дал Гаджиага, позвонил как раз в тот момент, когда нас чуть не понесло в кабину машиниста.

История у «паровоза с бородой», как зовет его Гаджиага (навеяно схожестью путеочистителя, смонтированного на нижней передней части локомотива, с лицевой растительностью у мужчин), такая же «бородатая» – аж с 2002 года тянется. Тогда он обратился к начальству с просьбой о выделении паровоза, мечтал установить его на перроне Дербентского железнодорожного вокзала, чтобы каждый пассажир видел, чувствовал, осязал историю. Понимания не находил, что очень расстраивало, но не отчаивался. На то он и человек-локомотив. Штурмуя собственным путеочистителем чиновничьи коридоры, добился-таки своего.

А вышло так. На станции Тихорецкая Ростовской области стоял списанный паровоз: трудягу сдавали на металлолом. «Можешь – забери», – предложили Гаджиаге в Центральном музее железнодорожного транспорта.

– А как забрать? Это же не коробка спичек, в кармане не унесешь. Да и предложение музея – это не разрешение. А его только Москва могла выдать. Короче говоря, добился. Спасибо ростовским коллегам: они нашего «Л-ку» (паровоз 1954 года выпуска модели «Л-3789». – Т.М.) очистили от ржавчины, покрасили. И вот он – красавец! Мы его в мае 2017 года в сцепке с электровозом притащили, водрузили на постамент, – с гордостью рассказывает Гаджиага.

Событие приурочили к Дню железнодорожника и открытию музея «Железнодорожник», история создания которого не менее богатая. 20 лет назад на митинге, посвященном празднованию 100-летия со дня прибытия на станцию Дербент первого пассажирского поезда, Гаджиага озвучил идею создания дома истории железных дорог. Поначалу все его экспонаты ютились в доме энтузиаста, позже перекочевали в кабинет бывшей бухгалтерии вокзала. Потом – в уголок технической библиотеки при локомотивном депо. После – в складские помещения багажного отделения станции. И только в июле 2017 года нашли свое пристанище в одном из залов старого здания вокзала – бывшем ресторане. Здесь, кстати говоря, в 1914 году был дан обед Николаю II. Поговаривают, что император попросил вареный картофель с селедкой.

Сегодня здесь потчуют интеллектуальной пищей. И «повар» Гаджиага Магомедшерифов предлагает ассортимент «блюд» из 400 экспонатов и почти 700 старых фотографий, подшивок печатных изданий разных времен, рассказывающих об истории железных магистралей России и родного Дагестана: пульты управления дежурного по станции, старые билеты, телефон-коммутатор, дорожные знаки и фонари, тележки, сумки машинистов, их личные вещи, мебель…

Такой маленький привокзальный Эрмитаж – всего и не упомнишь. Для него все, что собрано здесь, – собственные находки, подарки коллег из разных регионов страны, друзей и внуков, знающих о большой любви деда к истории стальных магистралей, людям, трудящимся на них, – бесценно, потому и вход бесплатный. Каждый день он приезжает из Араблинки, что в 12 километрах от Дербента, чтобы открыть дверь в мир железнодорожной истории школьникам, студентам, туристам, железнодорожникам, приводящим сюда детей и внуков.

И при чем же здесь Владимир Васильев, спросите вы? Все просто: если бы не руководитель республики, посетивший музей в апреле вместе с начальником СКЖД Владимиром Пястоловым, я бы о таком уголке истории и не узнал.

Интересуюсь у хранителя музея: понравилось ли руководству увиденное?

– Понравилось. Интересовались всем, но у Владимира Абдуалиевича и Владимира Геннадьевича особый интерес вызвали макеты первого паровоза Черепановых и единственного в мире памятника, посвященного рельсу.

… 25 октября 1898 года дербентцы встречали первый поезд. Пыхтя котлом, паровоз притащил пассажирские вагоны под звуки играющего на перроне военного оркестра. Сегодня электровозы торжественно гудят, приветствуя встречающего их ветерана – того самого «бородатого Л-ку», горделиво демонстрирующего красную звезду на своем паровом котле. Он – символ великой истории великой страны.

Доставивший сюда этого трудягу человек-локомотив Гаджиага Магомедшерифов, объясняя свое упорство и принципы, говорит: «Время остановить невозможно, но запечатлеть навеки хотя бы какие-то его фрагменты мы обязаны! Историю нужно уважать. Тогда будущее будет к нам благосклонно».

Похожие

Мир на ощупь и на слух

27
В современном мире, мы знаем, давно наметилась тенденция по созданию условий для незрячих и...

По пути развития

10
В предстоящее воскресенье, 3 августа, наша страна отмечает День железнодорожника. Это...

Открывая Махачкалу заново

45
В Дагестане на протяжении ряда последних лет наблюдается туристический бум. Но при этом...

«Архив Ахульго». История с продолжением

52
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Утверждаем свои позиции

30
Дагестан активно меняет свою транспортную инфраструктуру, становясь ключевым узлом на...

Храм памяти военной

10
Несколько десятилетий Музей боевой славы им. В. Макаровой (филиал Национального музея...

У музея юбилей

300
Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи – крупнейшее музейное объединение Северо-Кавказского...

То, что сильнее слов

77
Воспитание патриотизма – едва ли не самая главная социальная государственная задача в...

Статьи из «Общество»

МегаФон расширил покрытие в Кайтагском районе Дагестана

2
Новые скорости мобильного интернета стали доступны жителям сел Маджалис, Кирки, Джинаби и Карталай. В...

ЦАФАП – всевидящее око

98
В социальных сетях то и дело публикуются жалобы на невозможность оспаривания штрафов за...

Вместе противодействовать угрозе терроризма

6
Чтобы читатель мог представить масштаб...

Командный дух

4
Всероссийская военно-патриотическая игра «Зарница 2.0» и физкультурное мероприятие «Вызов Первых» – крупнейшие федеральные проекты «Движения Первых». «Зарница»...

Не шути с огнём!

1
Одна из наиболее частых причин возникновения пожаров в жилых домах в период отопительного сезона – это неисправные системы обогрева, неправильное размещение и...

Газета направила запрос…

87
Опыт мировой политики показывает, что госперевороты и революции всевозможных цветов и...

Куба – любовь моя!

8
В СМИ появилось интересное сообщение, на которое, возможно, многие не обратили особого внимания ввиду незнания его предыстории. А она такова, что её в прошлом веке...

Самовар

18
Абдулгалим сидел на веранде и пил чай. Ветерок чуть холодил его разгоряченную грудь, и от...

Насколько страшен утильсбор?

59
Улицы российских городов задыхаются от новых автомобилей. Не менее актуально это явление и у...

Навеки с Россией

23
В истории сослагательного наклонения не бывает. Это утверждение часто можно услышать не...