Купить PDF-версию
22:38 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
09:03 27.04.2018

Следующая станция – музей

«Па, посмотри, какой поезд! – тычет дочурка пальчиком в макет. – А почему он такой маленький, Шамиль? На нем мышки катаются?». «Камуся, этот паровоз – игрушка. Папа нас в музей привел», – попытка сына разъяснить нашу миссию сделала глаза дочери еще круглее.

Ох и папа! Родился и жил здесь, в Дербенте, буквально в двухстах метрах от железнодорожного вокзала, и когда-то вдоль и поперек исследовал с друзьями старый перрон и вагоны снизу изучил не хуже местных технарей, а вот слыхом не слыхивал о привокзальном музее. И если бы не Владимир Васильев… Но об этом чуть позже.

Коря себя за неосведомленность, запрыгиваю c детьми в машину, еду на вокзал. В ожидании гида, хранителя и хозяина музея, почетного работника железнодорожной отрасли Гаджиаги Магомедшерифова (на снимке) решил сам провести короткую экскурсию. Вышло не очень. Поднялись на мост. «Вот по нему-то мы и возвращались домой из школы, чаще проделывали это, перелезая через перила, ухватившись за них с обратной стороны». – «А полицейские не видели?» – «Полицейские – нет. Зато милиция была зоркой. В местном отделении нас видели чаще, чем дома». – «А где тут отделение?» – «Да вот же оно… Подожди-ка! Ты посмотри, что это?!»

А это огромный черно-красный паровоз стоит на постаменте. Он тут в роли и встречающего, и провожающего. Сбегаем вниз, фотографируемся. Ощущение непередаваемое. Мальчишку, живущего в каждом великовозрастном мужике, интересует все: на ходу ли этот «дед», откуда он тут? Лопнуть от нетерпения не дал Гаджиага, позвонил как раз в тот момент, когда нас чуть не понесло в кабину машиниста.

История у «паровоза с бородой», как зовет его Гаджиага (навеяно схожестью путеочистителя, смонтированного на нижней передней части локомотива, с лицевой растительностью у мужчин), такая же «бородатая» – аж с 2002 года тянется. Тогда он обратился к начальству с просьбой о выделении паровоза, мечтал установить его на перроне Дербентского железнодорожного вокзала, чтобы каждый пассажир видел, чувствовал, осязал историю. Понимания не находил, что очень расстраивало, но не отчаивался. На то он и человек-локомотив. Штурмуя собственным путеочистителем чиновничьи коридоры, добился-таки своего.

А вышло так. На станции Тихорецкая Ростовской области стоял списанный паровоз: трудягу сдавали на металлолом. «Можешь – забери», – предложили Гаджиаге в Центральном музее железнодорожного транспорта.

– А как забрать? Это же не коробка спичек, в кармане не унесешь. Да и предложение музея – это не разрешение. А его только Москва могла выдать. Короче говоря, добился. Спасибо ростовским коллегам: они нашего «Л-ку» (паровоз 1954 года выпуска модели «Л-3789». – Т.М.) очистили от ржавчины, покрасили. И вот он – красавец! Мы его в мае 2017 года в сцепке с электровозом притащили, водрузили на постамент, – с гордостью рассказывает Гаджиага.

Событие приурочили к Дню железнодорожника и открытию музея «Железнодорожник», история создания которого не менее богатая. 20 лет назад на митинге, посвященном празднованию 100-летия со дня прибытия на станцию Дербент первого пассажирского поезда, Гаджиага озвучил идею создания дома истории железных дорог. Поначалу все его экспонаты ютились в доме энтузиаста, позже перекочевали в кабинет бывшей бухгалтерии вокзала. Потом – в уголок технической библиотеки при локомотивном депо. После – в складские помещения багажного отделения станции. И только в июле 2017 года нашли свое пристанище в одном из залов старого здания вокзала – бывшем ресторане. Здесь, кстати говоря, в 1914 году был дан обед Николаю II. Поговаривают, что император попросил вареный картофель с селедкой.

Сегодня здесь потчуют интеллектуальной пищей. И «повар» Гаджиага Магомедшерифов предлагает ассортимент «блюд» из 400 экспонатов и почти 700 старых фотографий, подшивок печатных изданий разных времен, рассказывающих об истории железных магистралей России и родного Дагестана: пульты управления дежурного по станции, старые билеты, телефон-коммутатор, дорожные знаки и фонари, тележки, сумки машинистов, их личные вещи, мебель…

Такой маленький привокзальный Эрмитаж – всего и не упомнишь. Для него все, что собрано здесь, – собственные находки, подарки коллег из разных регионов страны, друзей и внуков, знающих о большой любви деда к истории стальных магистралей, людям, трудящимся на них, – бесценно, потому и вход бесплатный. Каждый день он приезжает из Араблинки, что в 12 километрах от Дербента, чтобы открыть дверь в мир железнодорожной истории школьникам, студентам, туристам, железнодорожникам, приводящим сюда детей и внуков.

И при чем же здесь Владимир Васильев, спросите вы? Все просто: если бы не руководитель республики, посетивший музей в апреле вместе с начальником СКЖД Владимиром Пястоловым, я бы о таком уголке истории и не узнал.

Интересуюсь у хранителя музея: понравилось ли руководству увиденное?

– Понравилось. Интересовались всем, но у Владимира Абдуалиевича и Владимира Геннадьевича особый интерес вызвали макеты первого паровоза Черепановых и единственного в мире памятника, посвященного рельсу.

… 25 октября 1898 года дербентцы встречали первый поезд. Пыхтя котлом, паровоз притащил пассажирские вагоны под звуки играющего на перроне военного оркестра. Сегодня электровозы торжественно гудят, приветствуя встречающего их ветерана – того самого «бородатого Л-ку», горделиво демонстрирующего красную звезду на своем паровом котле. Он – символ великой истории великой страны.

Доставивший сюда этого трудягу человек-локомотив Гаджиага Магомедшерифов, объясняя свое упорство и принципы, говорит: «Время остановить невозможно, но запечатлеть навеки хотя бы какие-то его фрагменты мы обязаны! Историю нужно уважать. Тогда будущее будет к нам благосклонно».

Похожие

Хранители памяти

48
Литературные музеи давно перестали играть роль заурядных учреждений, хранящих и...

Доверьтесь добродетели

28
Из художественного завещания Гасана Алкадари: «Я к вам обращаюсь, моя дорогая семья и...

Ичинские манускрипты

230
Письма и рукописи видного учёного Гасана Алкадари, народного поэта Дагестана Сулеймана...

…И туфли Османа из Кикуни

69
После завершения чемпионата Европы по борьбе, прошедшего в...

Прогулки по «Дагестанскому аулу»

755
Знакомство с Дагестаном надо начинать с увлекательной и...

Локомотив отрасли

28
Железная дорога – это жизненно важная артерия, надежное средство перемещения больших масс...

История Махачкалы началась с железной дороги

281
Важность и роль железной дороги в развитии...

Знаешь историю? Получи приз!

35
Три вопроса и пять минут на то, чтобы найти заколдованные шифры, разгадать исторические...

«Трогательная» история

66
Рамазан больше любит читать, жанр – в зависимости от настроения, а вот писать он не любит....

…Мы встречаем гостя у порога

54
Иностранные студенты, обучающиеся в вузах республики,...

Дорога – судьба моя

66
В первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника. Управлять составом...

Открыл читателю Дагестан

46
«…В общем, все было хорошо под небом Сирагинским. Росли дети, набирались знаний в школе, даже...

Статьи из «Общество»

«Минные поля» интернета

3
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

7
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

30
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

6
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...

Турист – гость особый

12
В принципе, как мы понимаем, глобализм – штука вредная. Равно как и глобальное потепление....

Общее для всех горе

12
Акция памяти жертв теракта в Подмосковье под названием «Журавли», начавшись в Москве у стихийного мемориала у «Крокус Сити Холла», где на здании высветилась...

Людоедский демократизм Запада

13
Пятничный вечер 22 марта взорвал общественное сознание россиян, да и всех нормальных людей...

Сохранили республику и страну

20
Именно сплоченность дагестанцев в трудный момент, патриотизм и любовь к родной земле, стране...

Такие злодеяния не могут иметь оправдания

12
Чудовищный теракт, совершенный безжалостными убийцами в Красногорском ТЦ «Крокус Сити», никого не оставил...

Хроника бесчеловечной акции

17
По последним данным Следственного комитета России, по меньшей мере 137 человек погибли в...