Слово – не небесный дар
Выдающиеся мыслители всего мира на протяжении веков тратили немало сил и времени на изучение слова. Выдвигались ни на чем не основанные теории: божественного происхождения языка, логическая теория, междуметная, теория трудовых выкриков, звукоподражательная.
К сожалению, ни одна из них не принесла реальную пользу языкознанию, все они вводили людей в заблуждение. А если нет ясного и обоснованного ответа на главный вопрос языкознания: как произошел язык, можно сказать, что наука о языке ни на шаг не сдвинулась с мертвой точки и всё сказанное о нем является ошибкой.
Наиболее вредной для науки на сегодняшний день, по моему мнению, остается так называемая теория божественного происхождения языка. Что мы видим? Под громким названием слишком высоко поднят язык и настолько же он удален от истины. Эта теория навсегда перекрывает путь к научному поиску, так как единственный ключ к разгадке слова находится у Бога и завладеть им не удастся никому.
Слово породило само себя и потому ни к чему не имеет отношения, не поддается никаким учениям и законам.
Зададимся вопросом: мог ли вообще древний человек своим умом решить языковую задачу? И если язык является его открытием и заслугой, почему он даже не коснулся других областей науки? Разве не понятно, что он всему учился у животных, а от слова и науки был далек, как от Бога и от нас? Мы же видим, какие рисунки оставил он нам на скалах и в пещерах. На таком же уровне находился и язык того времени – так же наивен и несовершенен, глуп, пуст и дик, как сам человек. Потому как не мышление а слово как основатель мышления, первично. Именно это – отсутствие какого-нибудь понятия в первоначальном языке – во всем сбивало и сбивает с толку исследователей. Совершенно бесполезно искать в нем какие-то сверхчудеса, ибо язык – не сказка.
Язык – не небесный дар, как многим кажется, посланный свыше, а, наоборот, покрытый пылью и грязью, измученный, как сам человек, исключительно земной продукт, остающийся в неразрывной и вечной связи с нею. И нет смысла отводить его к Богу, ибо его исконное место – на родной земле.
В ежедневном поиске с великим трудом человек добывал себе пищу, от которой зависела его жизнь. Он искал то, что можно было найти. А слово ему негде было искать, он не имел о нем никакого понятия и не чувствовал недостатка слова. Как всему живому, ему вполне достаточно было своих диких выкриков. Так он продолжал свое существование.
Если сразу, с самого начала, не было никакого слова и никого говорящего, то как и откуда взялся язык? Значит, было что-то, которое могло стать словом. Что именно?
С древнейших времен, еще до появления человека, по всей Земле бродил первый призвук – прообраз слова. Именно он, а не кто-нибудь положил начало и ход всем языкам в мире. Он преследовал каждое существо, звучал в ушах, лез вовнутрь. Но, как бы он ни старался войти в него, ни одно существо не поддалось этому, кроме человека. И на то была своя причина, что очень важно: среди всего живого только он один – четвероногий – стал двуногим. Именно это и послужило толчком к появлению слова. А по-другому ничего бы не изменилось, и человек остался бы таким, каким был.
Понятно, без ощутимого толчка и понуждения инертный человек никак не овладел бы словом и не научился говорить. По идее, всей деятельностью человека, всем ходом его жизни, в том числе и языком, как органом мышления, должна была управлять голова. Так как она пока еще не мыслила и не могла ничего решить, ноги, как основа жизни, взяли на себя обязанности головы и вместо нее работали. Только они – ноги – были способны вывести древнего человека из дикого мира в новый человеческий мир. И вывели.
На первых порах человек не догадывался, как на самом деле ноги «учили» его голову, волей-неволей ей приходилось слушать их. И два «учителя» не могли не справиться с одним «учеником», каким бы трудным он ни был. Все зависело от стука ног по земле и оттуда – в голову. И чем чаще, сильнее и громче отдавались в ней звуки шагов, тем больше прислушивалась она к ним. Шаг за шагом поднималась все выше, менялась и светлела поникшая, понурая голова. Одновременно преображался и умнел головной мозг человека. Вместе с этим все выше поднималось с земли, вставало «на ноги» и слово.
Невозможно сказать, сколько тысячелетий ноги «учили» голову, чтобы окончательно достучаться, пробудить и чему-то научить ее. Весь этот тяжелый, длительный процесс словообразования выглядел так, будто все люди учились в одном и том же классе, у одного и того же учителя, изучали один и тот же предмет – звучание шагов, которые различались при ходьбе, беге, прыжках.
Дело в том, что всякий звук расплывчат и невнятен, к тому же и слух бывает обманчивым. Поэтому передача звука происходит по-разному: кому как послышится, поэтому и получилось многообразие слов и языков.
Удивительно, что пустой и ничтожный звук оказался сильнее, умнее и находчивее человека, он научил его слову, окончательно, бесповоротно, на всю жизнь победил его. И в этом могучая сила слова. Каким оно хотело быть, таким оно и стало.
Мы не знаем, когда и какой народ заговорил первым, потому что языки делятся на ранние и поздние. Но первоначально и сам человек не очень понимал, что говорил. Потому что ранний язык был «несмышленым», относящимся к глубокому детству человечества. И если раньше ноги не давали голове покоя, то теперь, словно в отместку им, голова не дает покоя ногам, как будто их дело было роковой ошибкой.