Служил науке, народу и Отечеству
Дагестанское литературоведение понесло утрату: в возрасте 85 лет скончался талантливый ученый и общественный деятель Салав Магомедсалихович Алиев (на снимке). Всю сознательную жизнь он всецело отдал служению своему народу, Отечеству и науке.
В многолетней и многогранной исследовательской деятельности Салава Алиева одним из основных направлений была многовековая история кумыкской национальной литературы и ее теоретическое осмысление в широком культурно-историческом контексте, которое оставило глубокий след в цивилизационном самосознании и самопознании народа.
Ещё предстоит оценить нам некоторые аспекты и векторы его литературоведческих исследований. Это имеет отношение к тому, что вплоть до 60–70-х годов прошлого века, то есть по сути в эпоху прорыва советской науки в мировое интеллектуально развитое пространство, культурное наследие нерусских народов страны рассматривалось и классифицировалось в разряде бесписьменных или младописьменных народностей. В этой связи напомню один «концептуальный» идеологический вердикт советской научной методологии, согласно которому созданные до революции 1917 года на аджаме произведения не имеют ничего общего с литературой… Назову лишь некоторые книги С. М. Алиева, в которых автор на богатом художественно-литературном материале показывает, как кумыки с раннего средневековья обнаруживают свою этническую идентичность как народ: «Дорога в современность» (1977), «Зарождение и развитие кумыкской литературы» (1979), «Кумыкская дореволюционная литература» (1980), «История кумыкской литературы» (1986), «Кумыкская литература средневековья» (1987).
Особый самостоятельный пласт исследовательской деятельности литературоведа Салава Алиева составляет судьба классика кумыкской (дагестанской) литературы Йырчи Казака и его литературного наследия. Отталкиваясь от исследования первого казаковеда Алим-Паши Салаватова, Салав Алиев в новой книге «Дружи с отважным» (2011), отмечая все более возрастающий всенародный интерес и любовь к творчеству народного поэта, сообщает, что если в 1930–1950-е годы известно было около 30 произведений поэта, то вследствие непрекращающихся поисков исследователей и любителей его поэтического наследия сейчас их объем насчитывает около или более 100 стихотворений и песен на различные темы. Кстати, к отмеченному возрастанию объема, на мой взгляд, следует относиться очень внимательно, так как поэзия Йырчи Казака остро нуждается в специальном текстологическом прочтении и установлении авторских канонических текстов.
Не могу не сказать несколько слов о новой, выпущенной издательством «Абусупиян» (Хасавюрт, 2020) на кумыкском и русском языках книге Салава Алиева «Сокровенность национальной самомобилизации», которую можно назвать «книгой жизни» автора. В ней идёт речь не только об активно пройденном историческом этапе национальной идентификации кумыкского народа, да и всех народов Дагестана и России в годы распада советской государственности в нашей стране, но и демонстрируется вера в то, что в недрах этого национального самосознания зарождаются отголоски предстоящих свершений в своем дальнейшем миробытии не только как суверенно-национального сообщества в составе Российской Федерации, но и всего мирового сообщества в целом. Главное – это самомобилизация всех народов для создания собственной судьбы в стремлении к доброму и благородному и определении своего места и роли в мировой истории. В этом Салав Магомедсалихович Алиев видел смысл и цель своей жизни и творческой деятельности. Таким и останется он в нашей памяти.