X
09:56 01.06.2017

Сначала была крепость

Махачкала – крупный административный, промышленный, научный, учебный и культурный центр Российской Федерации – преемница города Порт-Петровска. С древнейших времен эта территория привлекала внимание различных племен и народов. Удобные естественно-географические условия способствовали возникновению на этой территории населенного пункта уже в глубокой древности, т.к. издавна здесь проходили важные торговые пути.

В 1844 г. на каменной гряде Анджиарка возвели укрепление, названное Петровским в честь пребывания здесь Петра I в 1722 году. Рядом с крепостью заложили первые кварталы форштадта, состоявшие из 30 домиков, занятых семейными офицерами и некоторыми торговцами. Дома были преимущественно из самана, и лишь у немногих были каменные стены.

Так при Петровском укреплении выросло первое поселение, положившее начало будущему городу и порту. Вскоре сюда прислали своих представителей коммерческие дома – два из Астрахани и один из Саратова, которые построили магазины и положили начало морской торговле между Астраханью и Петровской крепостью.

Местное население Петровскую крепость стало называть Анджикалой. Впоследствии, когда крепость упразднили и город стал называться Порт-Петровском, горцы назвали его Анджи.

При Порт-Петровском укреплении было два рейда: один – казенный, где останавливались суда с грузом, предназначенным для воинских частей; второй – коммерческий. Здесь же учредили таможню, ибо было удобное положение для связи с Россией, Закавказьем и Средней Азией, и установили регулярные базарные дни.

В 1851 г. территория Петровского укрепления расширилась за счет прилегающих земель. Из Крыма выписали несколько сотен кустов муската и других сортов винограда, положивших начало виноградарству в районе.

Значение Петровской крепости для местного населения возросло также в связи с начавшейся добычей соли на озере, недалеко от укрепления.

В апреле 1852 г. при Петровской крепости начал действовать маяк, построенный в связи с развитием судоходства на Каспийском море. В январе 1861г. началось строительство порта, и в 1869 г. сооружение северного мола и гавани было закончено.

К концу XIX века Порт-Петровск превратился в торгово-промышленный и культурный центр, морской и железнодорожный порт

С каждым годом развивалась морская торговля Петровска. Особенно она возросла после установления регулярного сообщения в 1861 г. с Астраханью, организованного пароходным обществом «Кавказ и Меркурий». Число судов, прибывающих в Порт-Петровск, постоянно увеличивалось. Только за семь лет (1858-1864 гг.), по данным карантинно-таможенной заставы, в порт прибыло 3370 судов, на которых было привезено купеческих товаров на 6588615 руб. С Нижегородской ярмарки ежегодно в осеннее время прибывало более 50 тыс. пудов товаров, а всего за навигацию – до 100 тыс. пудов (Путеводитель по Дагестану. Тифлис. 1871, с. 3). Отсюда в Баку отправляли на судах серу.

Через Порт-Петровск было ввезено в Дагестанскую область различных грузов более 14 млн пудов и вывезено из области более 83 млн пудов.

Население города к этому времени возросло до четырех тысяч человек. Была открыта в городе аптека.

С 60-х-70-х годов XIX в. благодаря своему географическому положению, наличию в прилегающих районах природных богатств, удобному сплетению сухопутных и морских путей сообщения и ряда других факторов Порт-Петровск стал довольно интенсивно развиваться, и возникли благоприятные предпосылки для экономического и культурного развития.

Через Порт-Петровск из России промышленные товары поступали в Дагестан, Чечню, Ингушетию, а также в Закавказье. По сравнению с соседними портами на западном побережье Каспийского моря, Порт-Петровск по грузооборотам в 50-60-х гг. XIX в. занимал первое место. Через этот порт, наряду с другими промышленными товарами, в города Северо-Восточного Кавказа и в Закавказье отправляли железо, сталь, чугун, металлические изделия, а также лесоматериалы. В Россию отправляли сырье для промышленных предприятий, ремесленные и ювелирные изделия.

Большое значение для установления хозяйственных связей Порт-Петровска с Нагорным Дагестаном имело строительство Шуринско-Петровского шоссе в 1868-1875 гг.

Первым более или менее значительным производственным предприятием в городе был пивоваренный завод Фельшау, построенный в 1876 г. на базе существовавших квасоварен.

В 1878 г. купец Михайлов открыл в городе типографию.

Круг заказчиков постепенно расширялся, увеличились заказы из Закаспия, Владикавказа, Пятигорска.

В 1897 г. в степи за городской чертой на участке земли, принадлежавшем московскому купцу Решетникову, началось строительство бумагопрядильной и ткацкой фабрики. Через год в Москве было образовано акционерное общество «Каспийская мануфактура», оно продолжило строительство фабрики. Строили русские мастера, доставленные из России, а также жители селений Тарки, Альбурикент и других. В ноябре 1899 г. было начато производство пряжи, но полностью фабрика вступила в строй 1 мая 1900 года. Исходное сырье поступало из Средней Азии, Кавказа и Ирана. Готовая продукция вывозилась преимущественно в Иран и Среднюю Азию.

В России и Европе всегда был большой спрос на красную рыбу и черную икру. Предприниматели юга России взяли в оборот практически все прикаспийское побережье Дагестана. Крупный рыбопромышленник из Астрахани Воробьев в 1895 г. построил в Петровске первый промышленный холодильник на 187 тыс. пудов рыбы, а также бондарный завод. Затем арендовал озеро Ак-гель и выпустил туда мальков ценных рыбных пород.

В апреле 1885 г. император России Александр III утвердил решение кабинета министров о строительстве Владикавказско-Петровской железной дороги, и в 1892 г. были начаты работы по ее сооружению. Пассажирское движение на участке от реки Сулак до Петровска было официально открыто 17 мая 1894 г.

Со строительством железной дороги значение Порт-Петровска как транспортного узла значительно возросло. В пределах Дагестанской области на железнодорожной линии было сооружено 10 станций.

В конце ХIХ века город занимал площадь в 2,5 кв. версты. Мощение улиц только начиналось, обсадка проезжей части деревьями и тротуары тоже были новшеством. Улицы освещались керосиновыми фонарями, а уже существовавший городской сад – бензиновыми лампами. Воду получали из двух родников: городского и таркинского.

В городе было девять молитвенных домов и храмов разных религий; семь школ, из них три религиозные, в которых обучались 242 мальчика и 102 девочки.

Имелись военно-местный лазарет, два железнодорожных лазарета, городская амбулатория для приходящих бедных больных, а также частная аптека и аптекарский магазин. Штатного врача не было.

В плане социального положения жители Петровска были крайне бедного сословия, за исключением нескольких торговцев, имеющих свои капиталы. Для поддержания своего материального благосостояния занимались торговлей мануфактурными, галантерейными и другими товарами, продажей на базаре в незначительном числе необходимых домашних продуктов, извозом, плотничеством, столярничеством, сапожничеством, прочими ремеслами, а также в незначительности рыболовством.

Существовали на городской земле фруктово-виноградные сады. Выгодность этой отрасли жители сознавали, но лишены были возможности расширить садоводство из-за отсутствия воды для полива.

Гражданская власть в городе находилась в ведении так называемого городского общественного управления. Круг его деятельности ограничивался вопросами благоустройства и выполнением административно-политических функций в пользу государственного аппарата.

К моменту Всероссийской переписи 1897 г. население города достигло 8735 человек, и он прочно закрепил за собой второе место среди городов Дагестана.

Таким образом, к концу XIX века Порт-Петровск превратился в торгово-промышленный и культурный центр, морской и железнодорожный порт.

Сегодня преемница Порт-Петровска – Махачкала – столица Дагестана строится, ширится и растет.

Статьи из «Общество»

Человек, патриот, учёный

6
В читальном зале краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова в Махачкале организована выставка «Человек, патриот, ученый»,...

Флаг на вершине

17
Вот уже восьмой год я устанавливаю на горной вершине, что напротив родного аула Тинди...

Фейковые войны: сосуд, наполненный огнем

28
Фейковые войны, сравнимые по силе воздействия с...

Каким будет Избербаш будущего

41
Избербаш – уютный город у моря, привлекающий удобными песчаными пляжами, целебными...

Гараж и коррозия

18
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

10
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

16
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...

Генерал, не знавший поражений

26
Он был храбрым воином и выдающимся полководцем, одним из...

Танковая колонна

7
Во время Великой Отечественной войны каждый шестой танк и самолет были построены на...