Сочетая историю и современность
В перестроечные дни немало полезного, бытовавшего ранее в жизни нашей страны было скомкано, а то и вовсе выброшено на свалку истории. А потом хватились: многого ценного из того, что было, теперь не хватает. И давай заново изобретать велосипед.
Так получилось и с внеклассными и внешкольными занятиями детей. Сегодня это называется дополнительным образованием, теперь все понимают, что оно является важной неотъемлемой частью воспитательного и познавательного процесса, когда дети, занимаясь во внеурочное время в кружках и секциях, расширяют свои знания и навыки.
Это давно поняли тляратинские педагоги и постарались привлечь школьников к интересным и полезным занятиям.
«Жизнь без труда – воровство, а труд без творчества – варварство», – по такому принципу организована работа в Тляратинском доме детского творчества (ДДТ). В начале 2018 г. здесь 210 учащихся занимались по четырем направлениям: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое и техническое творчество. С 1986 г. организатором и директором Дома творчества является неравнодушный к судьбам молодого поколения Омар Халилов.
— Особое внимание мы уделяем, – подчеркивает он, – сохранению и закреплению национальных ремесел и фольклора в работе кружковых объединений, воспитанию учащихся на традициях, обычаях и ритуалах наших предков, сбору краеведческого материала и созданию на его основе краеведческих школьных музеев. Это воспитывает в детях патриотизм, любовь к родному краю и его истории.
Чтобы убедиться в том, как сочетаются история и современность, надо побывать в этом храме детского творчества. На первом этаже на фоне ковра старинной работы расположились молотильные доски, изготовленные в начале ХIХ века.
При взгляде на них воспоминания уносят меня в детство. Я не раз в качестве утяжеляющего груза катался на этих досках. Закрепленные под их днищем куски кремния разрезали стерню на мелкие кусочки. Два, иногда три быка целый день тянули доски по стерне, измельчая ее. Затем быков распрягали, собирали размельчённую стерню в небольшие кучки, деревянными лопатами подбрасывали вверх. Легкий ветерок уносил солому в сторону, отделяя её от зерна.
Рядом с досками находится ручной точильный круг – хоть сейчас можно заточить топор или кухонные ножи. Старинная утварь и на втором этаже. За глиняные кувшины ХVIII века музей предлагал Омару Халилову хорошие деньги. Но разве память продается?
Здесь же традиционные кожаные чувяки с загнутыми носами, бытовые принадлежности – хомут, седло и уздечка, мерные бочки, весы, цепи для котлов, деревянные корыта. Они мирно соседствуют с оловянной посудой, горшками, прялками, черпаками, утюгами и кувшинами разных объемов и конструкций, рубанками, музыкальными инструментами, самоварами – из них, возможно, пили чай Дюма, княжна Мэри и Печорин.
Вот резной сундук – наследство наших прабабушек, в нем хранились парчовые одеяния красавицы Хатимат и кинжал в чеканых ножнах бахадура Абдуллы. Не верите? Почитайте
М. Лермонтова, А. Бестужева-Марлинского, других авторов того периода.
Стенд в углу посвящен старинному оружию, от которого все еще исходит терпкий запах пороха. Может быть, именно из него стреляли шамхалы, офицеры царской армии, участники Русско-турецкой и Русско-японской войн. Рядом символы благополучия и достатка в доме – медные тарелки. Особое место занимают кувшины, похожие на грациозных красавиц, важно прохаживающихся по женской половине дома.
А вот и современность – миниатюрный «домик» 9-классницы Х. Курбановой и оригинальный скворечник 8-классника Р. Магомедалиева. По соседству с ними мини-усадьба из деревянных палочек, с садовыми дорожками из мелких камешков – подробный макет Гведышской школы, выполненный шестиклассниками. Достойно смотрятся плоды творчества детей ХХI века, украшенные объемно-выемчатой и геометрической резьбой.
Достойное место в экспозиции занимают изделия из тканей, мягкие игрушки, салфетки, вышивки разной расцветки и мастерства. А сколько грамот, вымпелов, дипломов и других атрибутов признания заслуг ДДТ!
— Дом детского творчества не замыкается в своих стенах, – говорит Омар Халилов. – Мы являемся инициаторами проведения районной выставки технического и прикладного творчества, фотоконкурсов «Мое село» и «Мир глазами детей» и других. Особое внимание в работе уделяем краеведению и созданию своего музея. Собрано более 400 экспонатов, создано 10 альбомов о ветеранах войны. Ведется работа по систематизации экспонатов по разделам, их описанию и введению в компьютерную базу.
Выполняя роль методического центра и координатора детского движения, ДДТ регулярно проводит консультации для старших вожатых, учебу пионерских активистов из школ района. Только в этом году проведены два семинара старших вожатых, разработаны методические рекомендации. На базе Цумилухской школы проведена выездная выставка прикладного творчества учащихся. Подчеркну, что большую часть этой важной работы выполняют на добровольной основе влюбленные в свое дело педагоги.
А проблемы? Как же без них – хотя бы с музейными стеллажами. В районе испытывают и нехватку специалистов по детскому творчеству. Нет в школах оборудованных кабинетов для технического творчества. Изношены музыкальные инструменты, нет своего музыканта и хореографа.
Для коренного улучшения работы, считает Омар Халилов, необходим Центр дополнительного образования с большим актовым залом для проведения массовых мероприятий.